Временное пользование земельным участком

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Временное пользование земельным участком". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 24 ЗК РФ

1. Право безвозмездного срочного пользования является правом, на основании которого могут быть предоставлены земельные участки на относительно небольшой срок. До принятия ЗК земельные участки не так редко предоставлялись гражданам и юридическим лицам во временное пользование. Хотя правовые отношения временного пользования были урегулированы не вполне четко, тем не менее на практике данное право предоставлялось на основе договора и имело возмездный характер, что делало его отличным от краткосрочной аренды лишь по формальным признакам.

Согласно ст. 29 ЗК РФ правом предоставления во временное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают органы государственной власти или местного самоуправления, наделенные ЗК общими полномочиями по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 20 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления для выполнения ими возложенных на них функций.

Комментируемой статьей установлено, что в безвозмездное срочное пользование земельные участки могут быть предоставлены и гражданами. Однако среди граждан таким правом на основании комментируемой статьи наделены только собственники земельных участков. Лица, владеющие земельными участками на основании иных правовых титулов, правом предоставления участка в безвозмездное срочное пользование не обладают. Это положение отличается от норм ГК. Так, согласно п. 1 ст. 267 «Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении» владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование.

Срок использования земельного участка на основании права безвозмездного срочного пользования определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Исключение составляют служебные земельные наделы, срок использования которых на основании ЗК зависит от срока исполнения пользователем трудовых обязанностей.

2. Служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором). Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования (см., например, комментарий к ст. 93 ЗК РФ). Перечень земель, установленный комментируемой статьей, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым. Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК (см. комментарии к ст. ст. 42, 43, 49 ЗК и др.).

Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ (Определение от 3 ноября 2004 г. N 56-Г04-25) была рассмотрена кассационная жалоба Законодательного собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда по следующему делу.

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Решением Приморского краевого суда от 6 августа 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательного собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ 3 ноября 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В силу ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Указанные конституционные принципы закреплены и в п. 1 ст. 3 ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство состоит из ЗК, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК.

В ст. 24 ЗК определены порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями.

Статья 47 ЗК содержит основания прекращения права на служебный надел, сохранения такого права как за работником, так и за одним из членов его семьи.

Согласно п. 2 ст. 47 ЗК право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в п. п. 3 и 4 ст. 47 ЗК.

Пунктом 3 ст. 47 ЗК установлено, что право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

В силу п. 4 ст. 47 Кодекса право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Читайте так же:  Оплата коммунальных услуг при долевой собственности

Суд правильно признал несостоятельным довод представителя Законодательного собрания Приморского края о том, что право работника на служебный надел не прекращается при призыве его на действительную военную службу или поступлении на учебу.

При этом суд обоснованно указал в решении, что согласно содержанию ст. 47 ЗК федеральным законодательством закреплено общее правило о прекращении права на служебный надел, если с работником прекращены трудовые отношения, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.

В случае призыва работника на действительную срочную военную службу или поступления на учебу трудовой договор с ним расторгается по соответствующим статьям ТК.

В то же время в федеральном законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда право на служебный надел сохраняется либо за самим работником (п. 3 ст. 47 ЗК), либо за членами его семьи (п. 4 ст. 47 ЗК). Нормы о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного собрания о том, что п. 2 ст. 15 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» не установлены дополнительные, не предусмотренные ЗК основания сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения, права на служебный надел, суд правильно признал несостоятельными.

Оспариваемым п. 2 ст. 15 Закона Приморского края, как обоснованно указал суд, незаконно расширен перечень случаев, при которых право на земельный надел не прекращается.

Поскольку члены семьи работника, призванного на действительную военную службу или альтернативную службу, а также поступившего на учебу, не являются работниками организации, предоставившей служебный надел, и права на самостоятельное предоставление им служебного надела не имеют, за ними только сохраняется такое право, однако это не свидетельствует о том, что сам работник названное право не утрачивает.

Суд также обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Законодательного собрания Приморского края, указавшего, что альтернативная гражданская служба входит в понятие «военная служба», исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ.

В ст. 23 этого Закона приведены категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу, сюда включены проходящие альтернативную гражданскую службу.

В п. 2 ст. 15 Закона Приморского края нет положений о сохранении права на служебный надел за одним из членов семьи работника, призванного на альтернативную гражданскую службу, на весь срок ее прохождения, а содержится норма о сохранении такого права за работником, призванным на военную службу, что противоречит подп. 1 п. 4 ст. 47 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ решение Приморского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Приморского края — без удовлетворения.

Статья 14. Временное пользование земельными участками

Информация об изменениях:

Законом РФ от 28 апреля 1993 г. N 4888-1 в статью 14 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 14. Временное пользование земельными участками

Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

Предельный срок временного пользования землей устанавливается не более трех лет, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи и статьями 86 и 87 настоящего Кодекса.

Для ведения северного оленеводства и отгонного животноводства земельные участки могут предоставляться во временное пользование на срок до двадцати пяти лет.

Плата за временное пользование землей поступает землевладельцу, землепользователю или арендатору, заключившим договор о временном пользовании земельным участком.

По решению местного Совета народных депутатов земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьей 29 настоящего Кодекса. На основании указанного решения заключается договор между заинтересованными сторонами, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

Временное пользование землей

Под временным использованием земли в законодательных актах понимается бесплатное срочное пользование земельным участком. Самое главное различие содержится в бесплатности этого временного права. Земельный кодекс РФ определяет основания для того, чтоб земля была бесплатно предоставлена – и они будут зависеть от непосредственно обладателя земли: это могут быть соглашения, административные акты, местные нормативные акты организаций.

Итак, основания для выдачи наделов земли для срочного использования:

  • когда государственная земля дается предприятиям на период до 1 года. Основание в данном случае – это административный акт;
  • если частные наделы выдаются физическим лицам и предприятиям. Основание – соглашение бесплатного пользования;
  • наделы даются в виде служебных работникам в установленных сферах – лесное хозяйство, транспортная отрасль, лесная промышленность и др.;
  • наделы даются определенным религиозным организациям. Основание в таком случае – административный акт;
  • муниципальные или государственные наделы даются лицам по государственному контракту на возведение недвижимости по заказу. Осуществление финансирования постройки производится федеральным бюджетом;
  • государственные или муниципальные участки выдаются, согласно Лесному кодексу России, который определяет основания и регламент этой процедуры.

По соглашению на бесплатное временное использование земли, одна сторона обязана выдать участок или его долю на определенный срок второй стороне. Данная сторона обязана пользоваться земельным наделом или его долей, не отходя от его целевого предназначения и позволенного использования, следуя, природоохранному и другому законодательству, а по окончании определенного срока вернуть земельный участок или его долю в пригожем виде. Что касается оценки состояния участка, который вернулся собственнику, то износ должен быть и считаться нормальным.

Право передачи надела во временное использование есть у исполнительных органов и у органов местного самоуправления, которые могут распоряжаться участками земли.

Следующий перечень обозначает тех субъектов, которые могут быть получателями такого права:

  • федеральные казенные организации;
  • органы власти и местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • физические лица и предприятия.

Следует учитывать, что максимальный срок права на безвозмездное временное использование участка не должен быть выше 1 года. Но если земельные наделы находятся в имуществе у физических или юридических лиц частного характера, то срок может определяться договором. К примеру, если говорить о передаче земли сотруднику предприятия на время, то этот срок может определяться в трудовом соглашении.

Читайте так же:  Выдача кредитных карт с льготным периодом кредитования

Земельные участки, которые подвергаются срочному бесплатному пользованию – это участки территорий, которые находятся в государственной или муниципальной власти, граждан и предприятий, земли организаций.

Защитим ваши интересы по временному пользованию землей

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

Решения сложных вопросов

Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

Представительство в регионах

Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Приложение. Договор временного пользования земельным участком

к постановлению Президиума Правительства

от 22 мая 2000 г. N 54-пп

от 22 мая 2000 г. N 54-рпп

от 22 мая 2000 г. N 54-пп

N
на
плане
Охранные,
санитарные,
защитные зоны,
памятники истории
и культуры,
родовые угодья,
сервитуты
Размеры Площади Установленный
режим
использования
земель

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 14. Временное пользование земельными участками

Статья 14. Временное пользование земельными участками

Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

Предельный срок временного пользования землей устанавливается не более трех лет, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи и статьями 86 и 87 настоящего Кодекса.

Для ведения северного оленеводства и отгонного животноводства земельные участки могут предоставляться во временное пользование на срок до двадцати пяти лет.

Плата за временное пользование землей поступает в местный Совет народных депутатов. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы освобождаются от платы за земельные участки, переданные ими во временное пользование.

По решению местного Совета народных депутатов земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьей 29 настоящего Кодекса. На основании указанного решения заключается договор между заинтересованными сторонами, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

>
Компетенция РСФСР, республик, входящих в состав РСФСР, и Союза ССР в области регулирования земельных отношений (ст. 15 — ст.
Содержание
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Право постоянного и временного пользования землей

Каждое юридическое и физическое лицо, предполагающее получить в установленном порядке земельный участок для тех или иных целей, прежде всего должно знать, в каком виде права может быть предоставлен (передан) земельный участок.

В данной статье мы расскажем о видах прав на землю, установленных законодательством РБ, а также о возможностях юридических и физических лиц претендовать на тот или иной вид права на землю. До 1991 г. пользоваться земельным участком можно было только на праве бессрочного (постоянного) пользования и праве временного пользования земельным участком. В настоящее время КоЗ, введенным в действие с 1 января 1999 г., предусмотрено пять видов права на землю.

Право постоянного пользования земельным участком

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Обладателями такого вида права на землю могут быть только юридические лица РБ, которым по их желанию земельные участки предоставляются для строительства и обслуживания народнохозяйственных объектов, а также для ведения сельского и лесного хозяйства. Основания испрашивать земельный участок в таком виде права будут у тех юридических лиц, которые осуществляют строительство капитальных объектов или которые согласно учредительным документам призваны вести сельское или лесное хозяйство. В городах предоставление земельных участков в постоянное пользование производится в соответствии с их генеральными планами только за пределами «красных линий» (условных линий предусмотренных градостроительной документацией и отделяющих территории улиц, дорог или площадей, от территорий, предназначенных под иное использование).

Право временного пользования земельным участком

Согласно законодательству временное пользование земельным участком может быть краткосрочным — до 3 лет и долгосрочным — от 3 до 10 лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочного временного пользования.

В этом виде права земельные участки предоставляются как физическим, так и юридическим лицам РБ, последним — как правило, для строительства различных инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, разработки полезных ископаемых, добычи торфа, сапропеля и т.д.

Физические лица могут реализовать свои права на землю в этом виде права для огородничества при условии, что они не имеют земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства и дачного строительства, либо имеют их в меньших размерах, чем установлено для этих целей Кодексом о земле. Также в этом виде права предоставляются земельные участки гражданам для сенокошения и выпаса скота, находящегося в их собственности. Для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей земельные участки могут предоставляться в исключительных случаях гражданам РБ — инвалидам I группы вследствие общего заболевания, инвалидам Великой Отечественной войны, в том числе бывшим партизанам, или иным лицам из числа военнослужащих, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Родины или при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, или приравненным к ним лицам.

Юридическим и физическим лицам, имеющим земельные участки в постоянном или временном пользовании, следует иметь в виду, что законодательство не допускает (запрещает) производить переуступку этих прав, сдачу земельных участков в аренду, осуществлять залог таких прав.

Вместе с тем законодательство предусматривает, что при переходе права собственности на строение или сооружение к новому собственнику в установленном порядке переходят права пользования земельным участком.

Читайте так же:  Какие вопросы задавать при покупке квартиры

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Право временного пользования земельными участками

Право временного пользования земельными участками — Лекция, раздел Право, Земельное право как отрасль права Субъектами Права Временного Пользования Земельными Участками Могут Быт.

Субъектами права временного пользования земельными участками могут быть как юридические лица, так и гражданам Республики Беларусь. При этом ст. КоЗ содержит исчерпывающий перечень целей использования земли на данном праве, которые различаются в зависимости от субъекта. Согласно ст. 16 КоЗ право временного пользования земельными участками предоставляется:

[3]

· рассмотренным выше юридическим лицам – субъектам права постоянного пользования для целей, перечисленных в ч. 2 ст. 15 КоЗ. Земельные участки предоставляются юридическим лицам на праве временного пользования на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено КоЗ и иными законодательными актами;

· юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр — на срок до двадцати лет. Согласно ст. 33 Кодекса о недрах предоставление горных отводов для добычи полезных ископаемых подземным способом, использования геотермальных ресурсов недр может осуществляться как без изъятия земельного участка, так и с изъятием. В последнем случае предоставление недропользователю соответствующего земельного участка производится в порядке, установленном земельным законодательством. При этом возможность предоставления земельных участков во временное пользование ограничена двумя целями: добыча общераспространенных полезных ископаемых (полезных ископаемых, запасы которых свидетельствуют об их относительной достаточности для удовлетворения потребностей экономики на перспективу или которые в случае истощения их запасов могут быть заменены другими полезными ископаемыми) и использование геотермальных ресурсов недр (запасов глубинного тепла Земли, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современных технических средств экономически целесообразно);

· гражданам Республики Беларусь для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных – на срок до десяти лет. Цель «огородничество» предполагает согласно ст. 42 КоЗ выращивание овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур;

· гражданам Республики Беларусь, указанным в ч. 2 ст. 41 КоЗ , для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях — на срок до десяти лет;

· национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров – на срок до девяноста девяти лет в соответствии с земельным и инвестиционным законодательством. Законодательство Республики Беларусь рассматривает концессию как форму инвестиционной деятельности. Исходя из положений ст. 49 Инвестиционного кодекса, объектами концессии могут выступать лишь земельные участки, находящиеся в собственности государства, и не подлежащие передаче в частную собственность. Отнесение концессии к временному пользованию землей представляется спорным, поскольку право временного пользования является земельно-правовым титулом, основанным на административном решении, а право концессии – на договоре. Использовать земельный участок на условиях концессии вправе юридические лица, определяемые путем проведения конкурсов или аукционов.

Приведенный в ст. 15, 16 Кодекса о земле перечень субъектов права постоянного и временного пользования не является исчерпывающим, поскольку законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков на данных титулах.

Лица, которым предоставлено право временного пользования земельным участком, обязаны возвратить земельные участки по истечении срока пользования либо своевременно обратиться за его продлением в порядке, установленном Гл. 7 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на праве временного пользования, законодательством не устанавливаются.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14 (только для записи на прием).

Можно ли приватизировать земельный участок, предоставленный до 29 октября 2001 года во временное пользование?

В редакции по состоянию на 5 декабря 2017 г.

Встречаются на практике случаи, когда граждане желают приватизировать давно предоставленные им во временное пользование (обычно под огород) земельные участки. Увы, в таких случаях приходится этих граждан огорчать.

В соответствии с п. 9.1. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ (редакция от 29 июля 2017 г.) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Из приведенных норм видно, что приватизировать земельный участок можно, если этот участок ранее был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо в документе на земельный участок не указано право, на котором предоставлен такой участок, или невозможно определить вид этого права.

А если из документов следует, что земельный участок был предоставлен в аренду или во временное пользование, то бесплатная приватизация такого участка законом не предусмотрена. И не имеет значения, что срок аренды или временного пользования давно истек, а гражданин продолжает беспрепятственно пользоваться земельным участком.

По этому вопросу Президиум Московского областного суда в п. 2 Бюллетеня судебной практики Московского областного суда за III квартал 2015 года разъяснил, что «…возникшее у истца право временного пользования в силу закона, действовавшего на момент предоставления ему земельного участка под огород, несмотря на длительность пользования, не могло трансформироваться в право постоянного бессрочного пользования. Следовательно, у него не могло возникнуть и право на приватизацию земельного участка».

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Статья 16. Временное пользование земельными участками

Читайте также:

  1. IV. Распределение и использование прибыли предприятия.
  2. VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
  3. Акт выдачи музейных предметов во временное пользование
  4. Алгебраическая модель максимизации благосостояния с использованием индивидуалистической функции.
  5. Балансирующая статья счета 4
  6. Безвозмездное пользование
  7. Безвозмездное срочное пользование земельным участком
  8. В колонат перерастало иногда и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам.
  9. В ПОЛЬЗОВАНИЕ
  10. В постоянное пользование
  11. Ввод значений настраиваемого кода структуры и его использование
  12. Вербовка, обучение, использование наемников
Читайте так же:  Положение о материальной ответственности работников

На праве временного пользования у граждан, юридических лиц Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные им до вступления в силу настоящего Кодекса либо в соответствии с частью второй настоящей статьи, а также у юридических лиц Республики Беларусь – земельные участки, право временного пользования на которые в установленном порядке перешло к ним от других юридических лиц Республики Беларусь.

Во временное пользование земельные участки могут предоставляться:

лицам и для целей, указанных в части второй статьи 15 настоящего Кодекса, – на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

гражданам Республики Беларусь для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных – на срок до десяти лет;

гражданам Республики Беларусь, указанным в части второй статьи 41 настоящего Кодекса, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях – на срок до десяти лет;

юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр – на срок до двадцати лет;

национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров – на срок до девяноста девяти лет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель и об инвестиционной деятельности.

Законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков во временное пользование.

Статья 42. Предоставление земельных участков гражданам Республики Беларусь для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных

Земельные участки предоставляются во временное пользование по решению Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур гражданам Республики Беларусь:

в населенных пунктах (за исключением г. Минска, областных центров, городов областного подчинения), в которых они зарегистрированы по месту жительства, если в данных населенных пунктах у этих граждан отсутствуют земельные участки, предоставленные им (находящиеся у них) для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для дачного строительства;

в населенных пунктах, в которых расположены предоставленные им (находящиеся у них) до 1 января 1999 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для индивидуального садоводства, а также гражданам Республики Беларусь, к которым в установленном законодательством порядке перешли права на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

в населенных пунктах, в которых расположены предоставленные им (находящиеся у них) после 1 января 1999 года в меньших размерах, чем установлено статьей 36 настоящего Кодекса, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для дачного строительства, а также гражданам Республики Беларусь, к которым в установленном законодательством порядке перешли права на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

Гражданам Республики Беларусь, имеющим в собственности сельскохозяйственных животных, предоставляются во временное пользование земельные участки для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных в населенном пункте, в котором зарегистрированы по месту жительства граждане Республики Беларусь (за исключением г. Минска, областных центров, городов областного подчинения), либо на территории района, в котором находится данный населенный пункт.

Размеры предоставляемых земельных участков для целей, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, устанавливаются в зависимости от местных условий и особенностей, а также волеизъявления лиц, которым предоставляются земельные участки.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 130 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право временного пользования земельными участками.

Субъектами права временного пользования земельными участками могут быть как юридические лица, так и гражданам Республики Беларусь. При этом ст. КоЗ содержит исчерпывающий перечень целей использования земли на данном праве, которые различаются в зависимости от субъекта. Согласно ст. 16 КоЗ право временного пользования земельными участками предоставляется:

· рассмотренным выше юридическим лицам – субъектам права постоянного пользования для целей, перечисленных в ч. 2 ст. 15 КоЗ. Земельные участки предоставляются юридическим лицам на праве временного пользования на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено КоЗ и иными законодательными актами;

· юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр — на срок до двадцати лет. Согласно ст. 33 Кодекса о недрах предоставление горных отводов для добычи полезных ископаемых подземным способом, использования геотермальных ресурсов недр может осуществляться как без изъятия земельного участка, так и с изъятием. В последнем случае предоставление недропользователю соответствующего земельного участка производится в порядке, установленном земельным законодательством. При этом возможность предоставления земельных участков во временное пользование ограничена двумя целями: добыча общераспространенных полезных ископаемых (полезных ископаемых, запасы которых свидетельствуют об их относительной достаточности для удовлетворения потребностей экономики на перспективу или которые в случае истощения их запасов могут быть заменены другими полезными ископаемыми) и использование геотермальных ресурсов недр (запасов глубинного тепла Земли, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современных технических средств экономически целесообразно);

· гражданам Республики Беларусь для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных – на срок до десяти лет. Цель «огородничество» предполагает согласно ст. 42 КоЗ выращивание овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур;

· гражданам Республики Беларусь, указанным в ч. 2 ст. 41 КоЗ , для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях — на срок до десяти лет;

· национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров – на срок до девяноста девяти лет в соответствии с земельным и инвестиционным законодательством. Законодательство Республики Беларусь рассматривает концессию как форму инвестиционной деятельности. Исходя из положений ст. 49 Инвестиционного кодекса, объектами концессии могут выступать лишь земельные участки, находящиеся в собственности государства, и не подлежащие передаче в частную собственность. Отнесение концессии к временному пользованию землей представляется спорным, поскольку право временного пользования является земельно-правовым титулом, основанным на административном решении, а право концессии – на договоре. Использовать земельный участок на условиях концессии вправе юридические лица, определяемые путем проведения конкурсов или аукционов.

[1]

Приведенный в ст. 15, 16 Кодекса о земле перечень субъектов права постоянного и временного пользования не является исчерпывающим, поскольку законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков на данных титулах.

Читайте так же:  Где оплатить госпошлину за развод

Лица, которым предоставлено право временного пользования земельным участком, обязаны возвратить земельные участки по истечении срока пользования либо своевременно обратиться за его продлением в порядке, установленном Гл. 7 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на праве временного пользования, законодательством не устанавливаются.

4.2.4. Аренда (субаренда) земельных участков.

Аренда является наиболее универсальным земельно-правовым титулом, в связи с чем КоЗ предусматривает, что использовать земельные участки на условиях аренды могут граждане (независимо от их гражданства); индивидуальные предприниматели; юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и их представительства; иностранные государства; дипломатические представительства и консульские учреждениям иностранных государств; международные организации и их представительства.

На праве аренды могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся как в государственной, так и в частной собственности. В аренду могут быть переданы земли, относящиеся к любым категориям и видам. Однако аренда земельных участков, находящихся в частной собственности, должна осуществляться с соблюдением их целевого назначения.

Основанием возникновения права аренды земельных участков служит договор. По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование. При заключении договора аренды земельного участка должны соблюдаться условия совершения сделок с земельными участками, предусмотренные ст. 47 КоЗ и иными нормами законодательства.

Объектом договора аренды может быть индивидуально определенный земельный участок, т.е. имеющий границу и целевое назначение, зарегистрированный в установленном порядке. При этом земельное законодательство не содержит ограничений относительно возможности передачи нескольких земельных участков по одному договору аренды. Согласно ст. 17 КоЗ предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, на которых расположены зарегистрированные в установленном порядке жилые дома, квартиры в блокированных жилых домах, дачи, садовые домики, иные капитальные строения (здания, сооружения), допускается только вместе с этими капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются:

· местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией;

· администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков в границах данных зон их резидентам, если право предоставления земельных участков, в том числе, с заключением договоров аренды этих земельных участков делегировано администрациям свободных экономических зон соответствующими исполнительными комитетами. Согласно Закону Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» в редакции от 10 ноября 2008 г., администрация свободной экономической зоны – это орган управления свободной экономической зоной, создаваемый в установленном порядке и форме. Резидентом свободной экономической зоны является юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном законодательством порядке администрацией этой зоны.

· арендодателями земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, являются их собственники. В порядке исключения ст. 17 КоЗ предусматривает, что в случае наследования земельных участков, находящихся в частной собственности гражданина, несовершеннолетними наследниками допускается предоставление земельных участков в аренду гражданам законными представителями наследников по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами до приобретения наследниками дееспособности в полном объеме.

Договор аренды земельного участка является возмездным. За пользование земельным участком взимается арендная плата в размере, определяемом договором. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяется на основе базовых ставок ежегодной арендной платы.

Срокдоговора аренды земельного участка определяется договором. При этом ст. 17 КоЗ предусматривает общий максимальный срок договора аренды земельного участка (99 лет), а также минимальный срок аренды земель для ведения сельского хозяйства (10 лет). Срок аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых для целей, связанных со строительством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока эксплуатации этих объектов.

В соответствии со ст. 70 КоЗ, по истечении срока договора аренды арендатор обязан возвратить предоставленные ему земельные участки либо своевременно обратиться за продлением договора.

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в аренду по результатам аукционов либо в административном порядке. Законодательство предусматривает проведение трех видов аукционов, по результатам которых может быть заключен договор аренды (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462):

· на право заключения договоров аренды земельных участков;

· по продаже объектов государственной собственности и на право заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества;

· с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) в г.Минске и областных центрах.

Без проведения аукциона земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в аренду субъектам и для целей, предусмотренных п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Эти субъекты освобождаются от внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящиеся в государственной собственности, либо вносят ее по кадастровой стоимости.

Договор аренды земельного участка заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Кодекс о земле 2008 года впервые урегулировал вопросы предоставления земельного участка в субаренду. Субаренда может рассматриваться как вторичное землепользование, предоставляемое первичным землепользователем – арендатором земельного участка. Исходя из этого, определяется круг субъектов и условия договора субаренды. Арендатор вправе передавать арендованный земельный участок в субаренду при соблюдении следующих условий:

— осуществлена оплата права заключения договоров аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности;

— сохранено целевое назначение земельного участка;

— получено согласие арендодателя – в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности;

— срок субаренды не превышает срока договора аренды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.

  2. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  3. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.
Временное пользование земельным участком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here