Статья 632 гк рф

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Статья 632 гк рф". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Статья 633. Форма договора аренды транспортного средства с экипажем

Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 633 ГК РФ

1. Комментируемая статья императивно предписывает заключение договора фрахтования транспортного средства на время в письменной форме независимо от срока аренды. Дополнительные требования, которым должна соответствовать форма договора, законом не предусмотрены, поэтому договор аренды транспортного средства с экипажем может быть оформлен в соответствии со ст. ст. 160 и 434 ГК РФ (путем составления одного документа, подписанного сторонами, путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи и т.п.). Следует подчеркнуть, что обязательная письменная форма договора аренды транспортного средства с экипажем предусмотрена законом независимо от субъектного состава сторон договора, т.е. правило п. 1 ст. 609 ГК РФ об устной форме некоторых сделок между гражданами в данном случае неприменимо.

2. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительности договора аренды транспортного средства с экипажем, если иное прямо не указано в соглашении сторон (п. 2 ст. 162 ГК). Общим последствием несоблюдения письменной формы договора является лишение сторон в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. В этих случаях субъекты сохраняют право приводить письменные (письма, расписки, квитанции, путевые листы и т.п.) и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК).

3. Несмотря на то что большинство транспортных средств — воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания — являются недвижимым имуществом в силу указания закона (абз. 2 п. 1 статьи 130 ГК РФ), к аренде транспортных средств с экипажем не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (ст. 609 ГК).

В транспортных уставах и кодексах также отсутствуют прямые предписания об обязательной государственной регистрации договоров аренды транспортных средств с экипажем. Вместе с тем в специальных правилах ведения реестров различных транспортных средств можно встретить положения о регистрации договоров аренды транспортных средств и соответствующих ограничений (обременений) прав на них.

В соответствии с п. 2 ст. 33 КТМ РФ ограничения (обременения) прав на морское судно (ипотека, доверительное управление и др.) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре, судовой книге или в Российском международном реестре судов. Записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на судно вносятся в раздел III Государственного судового реестра (п. 23 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах ). Договор фрахтования судна (тайм-чартер, бербоут-чартер) подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге порта регистрации данного судна (п. 49 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах ).

———————————
Утверждены Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87 // Бюллетень нормативных актов. 2006. N 32.

Утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 22.

Записи об аренде речных судов вносятся в Государственный судовой реестр в качестве ограничений (обременений) прав на них; кроме того, в Реестре обязательно отражается передача судна в аренду иностранному арендатору (п. п. 94 и 99 Правил государственной регистрации судов ).

———————————
Утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 49.

Запись об аренде воздушного судна, как об ограничении (обременении) прав на него, может быть внесена в подраздел III Единого государственного реестра прав на воздушные суда (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.

[3]

При оценке подобных специальных предписаний необходимо исходить из того, что, во-первых, комментируемая статья представляет собой изъятие из общего правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК). Во-вторых, нормы специальных законов прямо не предусматривают обязательной государственной регистрации договоров аренды соответствующих транспортных средств. В-третьих, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на транспортные средства подлежат государственной регистрации лишь в случаях, когда они возникли на основании договоров и иных документов, подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством (п. 4 ст. 16 КВВТ, п. 33 Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними ).

———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 958 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5961.

Следовательно, договор аренды транспортного средства, отнесенного к недвижимому имуществу, с экипажем не подлежит обязательной регистрации и считается заключенным с момента согласования в письменной форме всех его существенных условий; отсутствие регистрации договора не влечет признания его незаключенным .

———————————
Правильность данного вывода подтверждается судебно-арбитражной практикой применения правил о ведении судовых реестров, см.: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/436 по делу N А51-3270/05-14-83, от 23 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2153 по делу N А51-6174/200720-140 и от 14 мая 2009 г. N Ф03-1107/2009 по делу N А24-2673/2008; ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2008 г. по делу N А42-975/2007 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются (см. комментарий к ст. 632 ГК). Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере — договоре фрахтования морского судна на время (ст. 200 КТМ).

Читайте так же:  Возражение на уменьшение размера алиментов

Статья 642 ГК РФ. Договор аренды транспортного средства без экипажа

Новая редакция Ст. 642 ГК РФ

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются.

Комментарий к Статье 642 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 642 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договору аренды транспортного средства без экипажа присущи признаки, объединяющие его с договором аренды транспортного средства с экипажем, которые отмечены в п. 1 комментария к ст. 632 ГК. Данный договор отличает от смежного обязательства то, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Эта черта предопределяет другие особенности данной разновидности аренды, предусмотренные, например, ст. 644, 646 ГК и некоторыми другими.

2. Как и договор аренды транспортного средства с экипажем, договор, предусмотренный комментируемой статьей, носит реальный характер. Разновидность данного договора, применяемая на морском транспорте, — бербоут-чартер смоделирован как консенсуальный договор (ст. 211 КТМ).

3. Правило ч. 2 ст. 642 ГК полностью повторяет норму ч. 2 ст. 632 (см. п. 4 комментария к ст. 632 ГК РФ).

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Комментарий к Ст. 632 ГК РФ

1. Гражданский кодекс РФ предусматривает две разновидности договора аренды транспортного средства: 1) с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации — договор аренды транспортного средства с экипажем (или фрахтование на время); 2) без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).

Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК РФ не содержит общих норм о договоре аренды транспортного средства, можно сформулировать признаки, объединяющие договоры аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем.

Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Предметом данного договора являются технические устройства: а) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними; б) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем; в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.

2. Транспортные средства — это технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. К ним относятся:

1) железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной, предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» );

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169; N 28. Ст. 2884.

2) воздушные суда (ст. 32 Воздушного кодекса);

3) суда, используемые во внутренних водах, — самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);

4) морские суда (п. 1 ст. 7 КТМ);

5) автобусы, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов или полуприцепов, и другие технические устройства на автомобильной и электрической тяге, управление и эксплуатация которых требуют специальных квалификационных навыков (п. 2 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 ноября 2007 г. N 259-ФЗ ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

Однако не относится к аренде транспортных средств аренда трубопроводного транспорта, поскольку он выполняет свои функции по перемещению грузов, но сам при этом в пространстве не перемещается. Поэтому аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком).

3. Транспортные средства могут использоваться по договору аренды только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа . Соответственно если для управления и эксплуатации транспортного средства не требуется квалифицированный экипаж, то такое транспортное средство может быть предметом обычного договора аренды либо договора проката. С этой точки зрения положениями § 3 гл. 34 ГК РФ не регулируется, в частности, аренда саней, велосипедов, легковых автомобилей, автоприцепов . Подробнее о требованиях к экипажу транспортного средства и его квалификации см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

———————————
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 505 — 506.

В литературе высказано иное мнение, согласно которому предметом договора аренды транспортного средства может быть любое транспортное средство, которое может управляться людьми (см.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. Т. 2. С. 205; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 282).

Читайте так же:  Заявление о взыскании задолженности и на розыск должника по алиментам

4. Принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный взятым в аренду транспортным средством, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). По этой причине аренда транспортных средств, не являющихся источниками повышенной опасности (например, конной повозки, велосипеда и т.п.), относится к обычной аренде движимой вещи или прокату.

5. Содержание п. 1 комментируемой статьи содержит указание на особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая отличает его от договора аренды без экипажа (ст. 642 ГК): предоставление арендодателем арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Подобное расширение предмета договора, однако, не превращает его в смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК) и не может служить основанием для применения положений гл. 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг. Отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются положениями § 3 гл. 34 ГК РФ. Подробнее об услугах арендодателя по управлению и технической эксплуатации переданного в аренду транспортного средства см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

6. Договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) именуется также тайм-чартером (см., например, ст. 198 КТМ). Договор фрахтования на время (тайм-чартер), который является разновидностью договора аренды, следует отличать от договора фрахтования (чартера), который является разновидностью договора перевозки (ст. 787 ГК, ст. 104 Воздушного кодекса РФ, ст. 115 КТМ). Основное отличие, позволяющее разграничить указанные договоры, состоит в том, что по договору аренды (тайм-чартеру) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки (чартеру) перевозчик сохраняет владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляет его коммерческую эксплуатацию .

———————————
Подробнее о различиях между рейсовым чартером — договором фрахтования как видом договора морской перевозки и тайм-чартером — договором фрахтования судна на время см.: Кейлин А.Д. Советское морское право. М., 1954. С. 214 — 227; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М., 1973. С. 224 — 233 (автор комментария — К.И. Александрова); Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 189 — 196, 348 — 350.

7. В комментируемой статье договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации сформулирован как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор (ст. 198 КТМ), т.е. договор, который считается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК). Модель консенсуального договора аренды транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

8. Положения § 3 гл. 34 ГК РФ в ряде случае отступают от общих положений о договоре аренды. Так, комментируемая статья содержит указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства с экипажем правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (см. ст. 621 ГК и комментарий к ней). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.

Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются.

Комментарий к Ст. 642 ГК РФ

1. Главное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды с экипажем заключается в том, что арендодатель не оказывает арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации, а всего лишь предоставляет ему транспортное средство во временное владение и пользование на возмездных началах. Отсутствие указанных услуг предопределяет дальнейшие различия в распределении прав и обязанностей сторон договора аренды (ст. ст. 644, 646 ГК и др.).

2. Точно так же, как и договор аренды с экипажем, договор аренды транспортного средства без экипажа в комментируемой статье сформулирован как реальный договор (п. 2 ст. 433 ГК). Однако известный морскому праву договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) смоделирован как консенсуальный договор (ст. 211 КТМ).

3. Отличие бербоут-чартера (как разновидности договора аренды) от чартера (как разновидности договора перевозки) проводится по признаку передачи владения и пользования транспортным средством: по договору аренды владение и пользование осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки владение и пользование транспортным средством сохраняет перевозчик (см. комментарий к ст. 632 ГК).

4. Правило п. 2 комментируемой статьи полностью повторяет п. 2 ст. 632 ГК РФ (см. комментарий к ней).

Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются.

Комментарий к статье 642 ГК РФ

1. Абзац 1 коммент. ст. посвящен определению договора аренды транспортного средства без экипажа. По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. В торговом мореплавании договор аренды транспортного средства (судна) без экипажа именуется бербоут-чартером (ст. 211 КТМ).

Договор аренды транспортного средства без экипажа — взаимный и возмездный. Как следует из формулировки коммент. ст., он является реальным (в отличие от классической аренды). По-видимому, это связано с реальным характером договоров перевозки, исполняемых на транспортных средствах, являющихся предметом договоров аренды транспортного средства. В то же время формулировка ст. 211 КТМ позволяет заключить, что бербоут-чартер является консенсуальным договором.

Читайте так же:  Как переоформить дарственную на квартиру

О правовом регулировании договора аренды транспортного средства без экипажа подробнее см. коммент. к ст. 649 ГК.

2. Специфика договора аренды транспортного средства без экипажа по сравнению с классическим договором аренды или, скажем, договором проката состоит в том, что его предметом будет транспортное средство, используемое по своему прямому назначению. Например, сдача автобуса под размещение в нем придорожного кафе не предполагает его эксплуатацию как транспортного средства, не подпадает под регулирование транспортного законодательства и поэтому является обычной арендой, а не арендой транспортного средства.

Видео (кликните для воспроизведения).

В литературе иногда предлагается считать критерием то, что в договоре аренды транспортного средства без экипажа требуется помощь профессионального экипажа для управления и технической эксплуатации; поэтому, например, аренда автомобиля, управляемого и технически эксплуатируемого самим арендатором, не нуждается в правовом регулировании нормами о договоре аренды транспортного средства и вполне «покрывается» общими правилами о договоре аренды либо нормами о договоре проката. На наш взгляд, данная точка зрения противоречит ст. 645 ГК, прямо допускающей, чтобы арендатор своими силами осуществлял управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Поэтому договор аренды автомобиля, в ходе исполнения которого арендатор сам управляет машиной, является договором аренды транспортного средства без экипажа (как договором аренды отдельного вида имущества). В случае, если данное соглашение одновременно отвечает признакам договора проката, оно будет считаться также договором проката (как отдельным видом договора аренды).

3. В абз. 2 коммент. ст. установлены ограничения в применении к договору аренды транспортного средства с экипажем общих норм о договоре аренды. См. аналогичный коммент. к ст. 632 ГК.

Другой комментарий к статье 642 Гражданского Кодекса РФ

1. К договору аренды транспортного средства без экипажа применимы все те общие признаки аренды транспортных средств, которые выделены в комментарии к ст. 632 ГК РФ.

2. Как следует из абз. 1 комментируемой статьи, главное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды с экипажем заключается в том, что арендодатель не оказывает арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации, а всего лишь предоставляет ему транспортное средство во временное владение и пользование на возмездных началах. Отсутствие указанных услуг предопределяет дальнейшие различия в распределении прав и обязанностей сторон договора аренды (ст. 644, 646 ГК и др.).

3. Точно так же, как и договор аренды с экипажем, договор аренды транспортного средства без экипажа в комментируемой статье сформулирован как реальный договор (п. 2 ст. 433 ГК). Однако известный морскому праву договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) смоделирован как консенсуальный договор (ст. 211 КТМ).

4. Отличие бербоут-чартера (как разновидности договора аренды) от чартера (как разновидности договора перевозки) проводится по признаку передачи владения и пользования транспортным средством: по договору аренды владение и пользование осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки владение и пользование транспортным средством сохраняет перевозчик (см. комментарий к ст. 632 ГК).

5. Правило абз. 2 комментируемой статьи полностью повторяет правило абз. 2 ст. 632 ГК (см. комментарий к ней).

Комментарии и консультации юристов по ст 642 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 642 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 632. «Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018)

Статья 632 ГК РФ ч.2 . Договор аренды транспортного средства с экипажем

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

[1]

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Статья 634 ГК РФ. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.

Комментарии к ст. 634 ГК РФ

Положения статьи 634 являются логическим продолжением положений статьи 632, в которой закреплена обязанность арендодателя по технической эксплуатации транспортного средства. Логично предположить, что поддержание в надлежащем техническом состоянии предмета аренды также должно осуществляться арендодателем, поскольку он является специалистом в области эксплуатации данного транспортного средства и более того, его эксплуатация осуществляется силами, как правило, работников арендодателя. Арендодатель также обязан проводить текущий и капитальный ремонт, предоставляя для этого необходимые принадлежности.

Статья 632 ГК РФ. Договор аренды транспортного средства с экипажем (действующая редакция)

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 632 ГК РФ

1. Договор аренды транспортного средства с экипажем представляет собой гражданско-правовую сделку, предметом которой является транспортное средство, а содержанием — правоотношения, связанные с владением и пользованием арендатором предметом договора аренды в течение срока, указанного в договоре аренды, а также с обеспечением со стороны арендодателя перевозки пассажиров, груза, багажа и т.п. объектов, в целях перевозки которых заключен договор аренды.

Читайте так же:  Временная регистрация в мфц документы

Договор аренды транспортного средства с экипажем является возмездным, поскольку транспортное средство, а также услуги, связанные с перевозкой тех или иных объектов и с обеспечением технической эксплуатации транспортного средства и управлению им, предоставляются за плату, размер которой устанавливается в данном договоре аренды.

На наш взгляд, включение услуг по технической эксплуатации транспортного средства необоснованно включено в содержание данного договора аренды, поскольку техническая эксплуатация транспортного средства представляет собой обеспечение бесперебойной его работы и поддержание в надлежащем состоянии. Предоставление же экипажа при заключении такого договора аренды должно быть направлено лишь на обеспечение управления транспортным средством до пункта назначения и обратно и на собственно перевозку пассажиров, багажа, груза или иных объектов. В этой связи считаем, что техническая эксплуатация транспортного средства должна обеспечиваться за счет средств арендатора.

В комментируемой статье установлен запрет на возобновление договора аренды транспортного средства с экипажем на неопределенный срок, а также на предоставление арендатору преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок. Полагаем, что установление такого запрета является обоснованным, так как содержание договора аренды предполагает его небольшую продолжительность, как правило, это совершение определенного рода перевозок либо заключение такого договора для определенных целей. Кроме того, объектом такого договора является движимое имущество, поэтому оно может передаваться по договору аренды от одного лица к другому. В этой связи установленный запрет обеспечивает временность такого договора и передачу объекта договора аренды от одного лица к другому.

2. Судебная практика:

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.03.2013 N Ф08-1015/13 по делу N А53-18144/2011;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2013 N Ф06-2755/13 по делу N А57-16062/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2011 N Ф02-4149/11 по делу N А19-10506/2010;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 N 08АП-3211/13;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 N 18АП-2748/2011;)

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 N 15АП-13435/2010;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 N 01АП-946/2010.

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Комментарий к статье 632 Гражданского Кодекса РФ

В практике используются различные виды договоров аренды транспортных средств — с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства и без предоставления таких услуг.

В ч. 1 ст. 632 раскрывается содержание договора аренды транспортного средства с экипажем. В этом договоре объединены два вида обязательств: а) непосредственно связанных с предоставлением транспортного средства в аренду — во временное владение и пользование за плату; б) связанных с оказанием арендатору услуг по управлению и его технической эксплуатации. Сочетание этих обязательств в одном договоре влияет не только на его содержание, но и на ряд других связанных с исполнением договора обстоятельств. Особенности данного договора отражены в последующих статьях (ст. ст. 633 — 641 ГК).

Часть 2 ст. 632 исключает применение к рассматриваемому договору правил ст. 621 ГК о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора заключить договор на последующий период (после истечения срока договора). Указанное правило не лишает, однако, арендатора возможности повторно взять транспортное средство в аренду, но на основе нового договора, заключаемого на общих основаниях.

Статья 632 ГК РФ. Договор аренды транспортного средства с экипажем

Новая редакция Ст. 632 ГК РФ

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Комментарий к Статье 632 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Аренда транспортных средств была известна отечественному законодательству и ранее, однако ГК РСФСР 1964 г. эту разновидность имущественного найма не выделял. В гл. 34 действующего ГК данные отношения специально регулируются § 3 «Аренда транспортных средств», который включает в себя два раздела, предусматривающих аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и аренду транспортного средства без предоставления таких услуг (без экипажа).

Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК не содержит общих норм, объединяющих обе разновидности аренды транспортных средств, можно выделить черты, присущие той и другой разновидности данного договора.

Во-первых, предмет договора — транспортное средство, причем требующее управления и надлежащей технической эксплуатации квалифицированным экипажем. Нормы § 3 гл. 34 ГК прежде всего востребованы для аренды морских, речных и воздушных судов. Конечно, они не распространяются на аренду мотоциклов, велосипедов, мотосаней и тому подобных транспортных средств. Отношения по их имущественному найму регулируются Общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) или нормами § 2 данной главы, если в качестве наймодателя выступает прокатная организация, постоянно занимающаяся этим видом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ).

Учебник «Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1» (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).

Во-вторых, передача транспортного средства во владение и пользование арендатора. Даже когда управление транспортным средством и его техническую эксплуатацию осуществляют члены экипажа арендодателя, право владения предметом договора принадлежит арендатору, так как именно он осуществляет его коммерческую эксплуатацию.

[2]

В-третьих, целевое использование предмета договора: транспортное средство берется в аренду для перевозки пассажиров, грузов, почты, багажа и буксировки. Арендатор может сдать транспортное средство в субаренду, не меняя его целевого использования, указанного в договоре.

Читайте так же:  Регистрация дома в собственность какие нужны документы

2. Особенностью договора аренды транспортного средства с экипажем, отраженной в ч. 1 ст. 632, является то, что арендодатель своими силами оказывает арендатору услуги по управлению предметом договора и его технической эксплуатации. Это привносит в правоотношение между сторонами элемент договора услуги, однако не превращает рассматриваемый договор в смешанный (как иногда отмечается в юридической литературе), поскольку отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются не гл. 39 ГК, а охватываются нормами § 3 гл. 34 ГК.

3. В п. 1 ст. 632 договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) сформулирован как реальный. Между тем разновидность этого договора, применяемая на морском транспорте, — фрахтование судна на время (тайм-чартер) — согласно ст. 198 КТМ имеет модель консенсуального договора. Представляется, что консенсуальный характер договора в большей степени гарантирует стабильность в положении арендатора и арендодателя.

4. Параграф 3 гл. 34 ГК содержит ряд норм, изменяющих общие положения об аренде. Одна из таких норм — ч. 2 ст. 632. Она отменяет общее правило о возобновлении договора на неопределенный срок. Конечно, это не мешает сторонам вступить в новые договорные отношения, однако если арендатору в этом будет отказано и договор будет заключен с другим лицом, арендатор не вправе требовать по суду перевода на себя прав и обязанностей по вновь заключенному договору.

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Комментарий к статье 632 ГК РФ

2) воздушные суда (ст. 32 Воздушного кодекса);
3) суда, используемые во внутренних водах, – самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);
4) морские суда (п. 1 ст. 7 КТМ);
5) автобусы, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов или полуприцепов, и другие технические устройства на автомобильной и электрической тяге, управление и эксплуатация которых требуют специальных квалификационных навыков (п. 2 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 ноября 2007 г. N 259-ФЗ ).
——————————–
Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

7. В комментируемой статье договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации сформулирован как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор (ст. 198 КТМ), т.е. договор, который считается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК). Модель консенсуального договора аренды транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.
8. Положения § 3 гл. 34 ГК РФ в ряде случае отступают от общих положений о договоре аренды. Так, комментируемая статья содержит указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства с экипажем правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (см. ст. 621 ГК и комментарий к ней). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем. Гражданский кодекс РФ

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Статья 633 ГК РФ. Форма договора аренды транспортного средства с экипажем

Новая редакция Ст. 633 ГК РФ

Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 633 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 633 Гражданского кодекса Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

Комментируемая статья изменяет правила п. 1 и 2 ст. 609 ГК. Во-первых, предписывает обязательную письменную форму договора аренды транспортного средства с экипажем, независимо от его срока. Однако несоблюдение данной формы не влечет недействительности договора. Во-вторых, если транспортное средство, сдаваемое в аренду, относится к недвижимому имуществу (воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, согласно ч. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ), договор не подлежит государственной регистрации.

Источники


  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
Статья 632 гк рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here