Реорганизация вузов в форме присоединения

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Реорганизация вузов в форме присоединения". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Ответы на вопросы

В своем обращении автор просит разъяснить, следует ли получать временное свидетельство о государственной аккредитации в связи с преобразованием образовательной организации высшего образования в результате присоединения к ней другой образовательной организации высшего образования.

В соответствии с ч. 22 ст. 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникшей в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения либо реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией или реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию.

Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.

Идентичное положение содержится также в п. 64 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1039.

Таким образом, образовательной организации высшего образования, возникшей в результате присоединения к ней иной образовательной организации высшего образования, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации.

Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015

Каким образом будут оцениваться последствия при смене типа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения на автономное учреждение? Нужно ли в этом случае получать новую лицензию?

В целях усиления законности проведения процесса реорганизации и ликвидации образовательных организаций частями 13, 14 ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ установлена необходимость создания комиссии по оценке последствий соответствующего решения. Вместе с тем, смена типа государственного бюджетного образовательного учреждения не является реорганизацией. Создание автономных учреждений осуществляется в целях реализации эффективной бюджетной политики, повышения качества государственных услуг, оптимизации расходов бюджета на оказание государственных услуг.

Таким образом, требование Закона об образовании о проведении оценки последствий принятия решения о реорганизации не относится к рассматриваемой ситуации.

При смене типа учреждения изменяется его название в связи с чем необходимо переоформление лицензии. При изменении наименования образовательной организации к заявлению о переоформлении лицензии прилагаются: оригинал действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности; опись документов, представляемых для получения лицензии в 2-х экземплярах.

Переоформление свидетельства о государственной аккредитации осуществляется посредством выдачи нового свидетельства о государственной аккредитации без проведения аккредитационной экспертизы на основании заявления образовательной организации на срок действия имеющегося свидетельства.

При этом в соответствии с требованием постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» в приложении к переоформленному свидетельству должны быть указаны уровни образования, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения является одним из вариантов повышения эффективности работы. Государство реализует свои полномочия собственника бюджетного учреждения различными способами, в том числе оптимизацией деятельности и управления ГУПов, сокращением численности и структуры штатов.

Присоединение позволяет ликвидировать неэффективные учреждения, расширить сферу деятельности путем укрупнения бюджетной организации.

Наличие у бюджетного учреждения только одного собственника в лице государства позволяет провести указаннуюпроцедуру в строгом соответствии с задачами, предусмотренными учредительными документами.

Процесс реорганизация в указанной форме начинается с принятия решения о проведении указанной процедуры. Так как собственников бюджетного учреждения является государство, решение о начале процедуры реорганизации имеют право принимать следующие органы:

  1. Исполнительный орган власти Российской Федерации – правительство, в том числе в лице профильных министерств.
  2. Исполнительные органы власти субъекта РФ.

К содержанию такого решения предъявляется ряд обязательных требований:

  1. Указывается цель данного мероприятия исходя из основных задач, предусмотренных учредительными документами организации.
  2. Детально описываются организационно-штатные мероприятия в отношении структуры управления и штатной численности учреждения.
  3. Порядок проведения необходимых действий, с указанием сроков ликвидационных мероприятий, а также ответственных лиц.
  4. Источники бюджетного финансирования процесса передачи прав и обязанностей.

При утверждении данное решение подлежит согласованию с рядом министерств и ведомств: в части финансирования мероприятий по реорганизации – с Министерством финансов; в части передачи имущественных активов государства – с Министерством имущества, и т.д.

Также на стадии принятия решения вносятся изменения в документы учреждения, к которому переходят права и обязанности в процессе реорганизации.

Эти изменения подлежат утверждению со стороны собственника организации и представляются в регистрирующий орган на заключительной стадии процесса.

Важное значение для проведения реорганизации имеет подготовка и составление передаточного акта. Так как присоединение подразумевает полное правопреемство прав и обязанностей ликвидируемой организации, в передаточном акте необходимо определить исчерпывающий перечень имущественных активов, финансовых ресурсов, объем дебиторской и кредиторской задолженности.

Только те права и обязательства, которые будут указаны в передаточном акте, перейдут к правопреемнику. На практике, в подготовке и утверждении передаточного акта участвуют представители обоих учреждений.

Для осуществления процедуры реорганизации бюджетного учреждения также действует правило уведомления налогового органа и публикация сообщений в «Вестнике государственной регистрации».

Публикация сообщения производится дважды, второй раз – по истечении двух месяцев после опубликования первого извещения. Порядок проведения данного этапа не отличается от аналогичной процедуры коммерческих организаций:

  1. Уведомление налоговой инспекции сопровождается размещением сведений в ЕГРЮЛ.
  2. Публикация сообщений о ликвидации путем реорганизации позволяет кредиторам учреждения заявить свои требования о досрочном исполнении обязательств, а при невозможности исполнения – возмещения убытков от таких действий.
  3. Персонал реорганизуемого бюджетного предприятия уведомляется о реорганизации в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (не позднее двух месяцев до даты фактической реорганизации).
Читайте так же:  Регистрация дома в собственность какие нужны документы

Несоблюдение формальных требований законодательства к проведению указанных этапов является основанием для отказа в государственной регистрации со стороны налогового органа.

После проведения указанных мероприятий, реорганизация предприятия переходит на заключительный этап. Для завершения присоединения в налоговый орган необходимо представить следующие документы:

  1. Удостоверенное нотариально заявление по установленной форме о проводимой реорганизации.
  2. Новую редакцию учредительных документов в отношении предприятия, к которому происходит присоединение.
  3. Передаточный акт, по которому права и обязанности реорганизуемого учреждения передаются в порядке правопреемства.
  4. Документы, подтверждающие публикацию извещений о проводимой реорганизации.
  5. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за совершение регистрационных действий.

Указанный пакет представляется в налоговую инспекцию путем личного обращения, либо направляется заказным почтовым отправлением.

По факту получения документов должностное лицо инспекции Федеральной налоговой службы выдает расписку с указанием срока проведения регистрации.

Сроки государственной регистрации предусмотрены законодательством, составляют пять рабочих дней. Указанный срок является пресекательным и не может быть произвольно продлен налоговым органом.

Итогом проведения реорганизации бюджетного учреждения станет выдача инспекцией Федеральной налоговой службы следующих документов:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации реорганизуемого бюджетного предприятия.
  2. Свидетельство о внесении изменений в учредительные документы бюджетного учреждения, к которому проводилось присоединение.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт реорганизации.

С момента внесения сведений в ЕГРЮЛ реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения считается состоявшейся. С этой даты все права и обязанности реорганизованной бюджетной организации, в том числе и кредиторская задолженность, переходят к существующему бюджетному предприятию.

Реорганизация вузов в форме присоединения

Юридическое агентство «КБ ЭГИДА» оказывает помощь при проведении реорганизации в форме присоединения ООО к АО.Подготовим решение, изменения в Устав, оформим дополнительную эмиссию акций.Окажем помощь в составлении передаточного акта, зарегистрируем изменения в ЕГРЮЛ.

Такая форма смешанной реорганизации, как присоединение ООО к АО, на практике осложняется некоторыми ограничениями.Тем не менее, проведение единой процедуры ускоряет процесс и уменьшает его стоимость по сравнению с последовательным преобразованием и последующим объединением компаний.Присоединяющее общество продолжает функционировать с сохранением основных данных в ЕГРЮЛ, присоединяемая компания прекращает деятельность.

Сложная схема реорганизации путем присоединения ООО к АО проводится с участием корпоративных юристов.Законодательные нестыковки и отсутствие четко прописанного механизма увеличивает риски отказа ФНС в регистрации, оспаривания процедуры акционерами или кредиторами.При ее проведении учитываются следующие особенности. Несмотря на формальную необязательность передаточного акта при реорганизации, предусматривающей универсальное правопреемство, налоговая инспекция часто требует этот документ с целью предотвращения фактов присоединения к заведомо неплатежеспособным компаниям.

Требуется соблюдение 3-х месячного срока для соблюдения прав заинтересованных лиц, несмотря на то, что регистрация нового общества в процедуре не производится.

Обращайтесь в «КБ ЭГИДА» на консультацию, если планируется провести присоединение ООО к АО в 2018 году.Это сложный вид реорганизации, где нужно учесть много нюансов, и требуется особенно тщательная подготовка документов.Грамотное юридическое сопровождение снижает правовые и финансовые риски при реализации проекта.В статье подробно описано что такое реорганизация, что нужно учесть при реорганизации в форме присоединения, выделения, преобразования.Также описана пошаговая инструкция по ликвидации предприятия (фирмы, организации) и многое другое Законом предусмотрено несколько форм, в которых может проходить реорганизация.Преобразование представляет собой процесс реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы компании.– это форма реорганизации, при которой на базе одного общества создаются новые (одно или несколько).

Реорганизация в форме присоединения

Созданным компаниям переходит часть прав и обязанностей первоначальной.При выделении реорганизуемая компания продолжает свою деятельность.При разделении вместо организации образуется несколько дочерних, которые полностью перенимают права и обязанности материнской компании.При присоединении организация становится правопреемником одной или нескольких других, деятельность которых прекращается.

Слияние представляет собой образование новой организации на базе нескольких, существование которых прекращается.В процессе присоединения могут участвовать только те компании, у которых одинаковая организационно-правовая форма.Форма реорганизации в виде присоединения достаточно популярна поэтому опишем ее более подробно.

Реорганизация зачастую выступает наилучшим, а иногда и единственно возможным способом для юридических лиц решить свои проблемы.При этом в Гражданском кодексе закреплено существование двух возможных форм реорганизации: В принудительном порядке процедура может также проводиться в соответствии с требованиями законодательства.

Таким случаем является преобразование общества с ограниченной ответственностью при превышении количества участников 50 (пятидесяти). Принудительное же преобразование компании может проводиться только в формах разделения или выделения.Несмотря на существующую возможность принудительная реорганизация не получила широкого практического применения в России. Этапы реорганизации юридического лица Процесс реорганизации во многом определяется формой, в которой она проходит.Тем не менее, можно выделить основные этапы которые соответствуют абсолютно всем видам.

Реорганизация невозможна без принятия соответствующего решения. При этом существует ряд правил, в соответствии с которыми Часто именно на первом этапе возникают разногласия между участниками компании.

Реорганизация в форме присоединения —

Поэтому уже при регистрации юридического лица следует тщательно продумать условия устава.О том, как открыть ООО самостоятельно мы уже писали в одном из наших выпусков.Юридическому лицу для уведомления ИФНС о принятом решении дается дня.

Соответствующий документ заполняется на Бланке специальной формы.На этом этапе налоговая вносит в ЕГРЮЛ (реестр юридических лиц) информацию о начале реорганизации.

В обязательном порядке следует сообщить всем кредиторам юридического лица о том, что принято решение о реорганизации компании. Законом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета в России, определено, что в случае реорганизации юридического общества в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация его имущества.На этом этапе происходит оформление следующего пакета документов: требуется решение собственников компании.Причины, которые могут побудить их ликвидировать фирму, чаще всего заключаются в нецелесообразности продолжения ведения деятельности, исполнении цели, ради которой организация была создана, либо окончания срока деятельности.

Читайте так же:  Возмещение ущерба при дтп через суд

Например, бенефициарный владелец юридического лица решил, что вести бизнес на данном этапе нерентабельно и закрыть юридическое лица одно из верных решений. Инициаторами судебного процесса могут выступать государственные органы, которые полагают, что организация грубо или непоправимо нарушила какие-либо законы.Так, причинами принудительной ликвидации могут стать: .

Передаточный акт при реорганизации в

Каждому из них следует направить информацию о том, .Помимо оформления списка кредиторов ликвидационная комиссия на этом этапе пытается изыскать средства, из которых будут закрываться вышеназванные обязательства.С этой целью производятся мероприятия по сбору задолженности дебиторов перед компанией, имущество инвентаризируется и продается.

В предварительном ликвидационном балансе описывается, какие активы принадлежат юридическому лицу, а также существующие обязательства.Кроме того, в нем отражаются полученные от кредиторов компании Как только документ будет рассмотрен, следует сообщить о нем в регистрирующий орган.После этого на основании полученных данных корректируется информация в реестре сведений о юридических лицах.Если в процессе составления ликвидационного баланса становится ясно, что средств юридического лица будет недостаточно, чтобы полностью погасить задолженность, следует в обязательном порядке уведомить об этом .

Если в процессе составления ликвидационного баланса становится ясно, что средств юридического лица будет недостаточно, чтобы полностью погасить задолженность, следует в обязательном порядке уведомить об этом .Далее следует проводить ликвидацию, опираясь на закон о несостоятельности или банкротстве.Более подробно про банкротство юридических лиц мы уже писали в прошлом выпуске.

[2]

А про упрощённую процедуру банкротства, какие этапы и стадии нужно пройти, мы писали в другой статье.Как только регистрирующий орган примет информацию о предварительном ликвидационном балансе, комиссия должна начать погашать обязательства компании перед ее кредитором.

При этом расчеты осуществляются на основании алгоритмов, которые отражены в промежуточном балансе.Как только обязательства перед кредиторами будут погашены, оставшееся имущество может быть поделено между лицами, которым принадлежит организация.

Реорганизация юридического лица в форме

При этом сначала следует погасить долги по прибыли, которая была объявлена, но не была выплачена.Окончанием пятого этапа служит оформление и утверждение окончательного ликвидационного баланса.Чтобы произвести окончание процедуры, ликвидационная комиссия должна подготовить пакет документов.В его состав входят: Дополнительно ИФНС имеет право запросить сведения о мероприятиях, которые были проведены в рамках процесса ликвидации.Это может быть справка о том, что у компании не имеется задолженности перед бюджетом, сведения о работе с кредиторами и прочая документация.Если Вас интересует ликвидация юрлица в качестве ООО, то рекомендуем прочитать нашу статью — «Как закрыть ООО — пошаговая инструкция», где рассмотрены все нюансы и особенности процедур.Для наглядности приведем список документов и образцов для скачивания по ).Скачать пакет документов для ликвидации ООО одним документом можно здесь.Данный перечень является исчерпывающим Отличительной чертой ликвидации компаний, созданных в форме акционерных обществ, является особенность разделения оставшегося после гашения задолженностей имущества.Информация о том, каким образом было распределено имущество, должна быть отражена в ликвидационном балансе.Документ этот утверждается совместным собранием его акционеров.

Реорганизация путем присоединения

Реорганизация путем присоединения

Реорганизация в форме присоединения в условиях повышения эффективности производства и общей глобализации сфер экономической деятельности позволяет объединить совместные усилия двух или более юридических лиц для дальнейшей работы в рамках более крупной организационно-правовой структуры.

В процессе присоединения происходит ликвидация существующего предприятия с одновременной полным переходом прав и обязанностей другому юридическому лицу. Эта процедура подразумевает полное правопреемство и сопровождается передачей:

[3]

  1. Имущественных ценностей и денежных ресурсов фирмы.
  2. Дебиторской и кредиторской задолженности организации.

В процессе присоединения кадровый персонал присоединяемого юридического лица также может полностью или частично перейти в новую организацию.

Реорганизация путем присоединения начинается с принятия решения о проведении указанной процедуры. В зависимости от правового статуса предприятия, такое юридически значимее решение оформляется следующим образом:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – в форме решения общего собрания учредителей или единственного участника.
  2. Для акционерных обществ – в форме решения акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – в форме решения органа исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – путем вынесения решения органов местной власти.

Данное решение обязательно должно содержать условия присоединения – порядок передачи прав и обязанностей, имущества и финансовых активов; порядок выполнения обязательных этапов и мероприятий; порядок утверждения передаточного акта; перечень ответственных лиц.

Утвержденное решение является основанием для уведомления налогового органа о начале процедуры присоединения.

Сокращение при реорганизации в форме присоединения

При реорганизации в форме присоединения сокращение штатных единиц допускается только в случае надлежащего уведомления сотрудников. Такое уведомление вручается каждому работнику лично под роспись не позднее двух месяцев до даты присоединения.

Что делать, если сотрудник не согласен на переход в новую организацию? У персонала есть право согласиться с новыми условиями труда или новой должностью (если подобное условие предусмотрено условиями присоединения).

В случае несогласия уведомленного работника с новыми условиями трудовой деятельности, либо при отсутствии вакантных должностей для трудоустройства, сотрудники подлежат увольнению по инициативе руководства компании по сокращению.

Приказ о реорганизации путем присоединения

Юридическим основанием для проведения организационно-штатных мероприятий с трудовым персоналом компании будет являться приказ о реорганизации путем присоединения. Данный приказ издается после утверждения решения о начале процедуры и должен содержать ряд обязательных условий:

  1. Установление сроков проведения всех кадровых мероприятий (уведомления сотрудников, перевод их в новую фирму, увольнение по сокращению и т.д.).
  2. Порядок и формы выплаты работникам выходных пособий и расчета по заработной плате.
Читайте так же:  Обжалование запрета на въезд в рф

Приказ о реорганизации является главным кадровым документов для проведения организационно-штатных мероприятий с работниками предприятия. Об ознакомлении с условиями приказа каждый работник должен поставить личную подпись.

Перевод сотрудников при реорганизации в форме присоединения

В случае согласия на работу в новых условиях, осуществляется перевод сотрудников при реорганизации в форме присоединения. Мероприятия по переводу персонала осуществляет кадровая служба предприятия в строгом соответствии с требованиями законодательства и условиями приказа руководителя.

В случае сохранения в полном объеме должностных обязанностей и иных существенных условий трудового соглашения, он подлежит изменению с указание новой организации – работодателя.

Если у сотрудника меняются условия работы, в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения.

О переходе каждого конкретного работника в штат нового предприятия издается приказ, а в трудовую книжку вноситься запись о переводе.

Срок реорганизации в форме присоединения

Срок реорганизации в форме присоединения включается в себя не только время на совершение регистрационных действий в инспекции ФНС, но и двухмесячный период, предусмотренный на публикацию извещений о присоединении в «Вестнике государственной регистрации».

Общий срок реорганизации в форме присоединения составляет примерно три месяца.

Отмена реорганизации в форме присоединения

Видео (кликните для воспроизведения).

Даже в случае выполнения большинства мероприятий по присоединению юридического лица к новой организации у инициаторов этой процедуры всегда есть возможность отменить дальнейшие действия. Отмена реорганизации в форме присоединения осуществляется теми же структурами, которые принимали решение о реорганизации:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – общее собрание учредителей или единственный участник.
  2. Для акционерных обществ – общее собрание акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – орган исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – органы местной власти.

Решение об отмене реорганизации может быть вынесено в любой момент, вплоть до внесения сведений в ЕГРЮЛ, и подлежит направлению в налоговый орган.

Процедура реорганизации в форме присоединения

Процедура реорганизации в форме присоединения предусматривает выполнение ряда обязательных мероприятий, предусмотренных законом:

  1. Утверждение решения о начале реорганизации в форме присоединения.
  2. Направление в инспекцию ФНС уведомления об инициировании процедуры.
  3. Две публикации извещений в «Вестнике государственной регистрации».
  4. Утверждение передаточного акта организации.
  5. Направление в инспекцию Федеральной налоговой службы заявления о проведении государственной регистрации по итогам реорганизации.

[1]

Нарушения, допущенные при проведении хотя бы одного из указанных этапов, влечет недействительность всей процедуры реорганизации. Несоблюдение сроков процессуальных мероприятий, порядка опубликования извещений и заполнения форм документов также повлечет отказ регистрирующего органа.

Увольнение руководителя

Так как процедура присоединения подразумевает фактическое существования юридического лица, у собственников компании есть право расторгнуть контракт с руководителем. Трудовое законодательство допускает такую возможность при одновременном соблюдении трудовых прав руководителя.

Увольнение руководителя при реорганизации в форме присоединения оформляется решением собственников предприятия, которое, как правило, совпадает с решением о начале процедуры реорганизации.

В данном процессуальном решении предусматривается дата прекращения контракта с директором, а также определяются условия выплаты ему выходного пособия.

На практике, наиболее часто подобным правом пользуется собственник образовательных учреждений, увольняя неугодного директора школы в процессе присоединения.

Сколько длится реорганизация в форме присоединения

На вопрос, сколько длится реорганизация в форме присоединения, можно дать только приблизительный ответ – в пределах трех месяцев. В данный срок входит время на подготовку документов, принятие и оформление решения о реорганизации, уведомление налогового органа, публикацию извещений о присоединении, регистрационные действия инспекции ФНС.

Сократить сроки подготовки форм документов, а также обеспечить тщательное соблюдение требований законодательства на каждой стадии процедуры реорганизации, помогут квалифицированные специалисты юридической или консалтинговой компании.

Опытные юристы возьмут на себя подготовку всего комплекта документов и представят интересы клиента в налоговой инспекции на каждом этапе процесса. Услуга «реорганизация в форме присоединения под ключ» предоставит клиенту юридической компании полноценное правовое сопровождение и обеспечит необходимый результат в кратчайшие сроки.

Передаточный акт при реорганизации в форме присоединения

Одним из самых важных документов при осуществлении данной процедуры является передаточный акт при реорганизации в форме присоединения. Подобный способ реорганизации подразумевает переход в полном объеме всех прав и обязанностей присоединяемой компании в форме правопреемства.

Передаточный акт составляется на дату принятие решения о реорганизации и включает следующую информацию:

  1. Полный перечень имущественных активов юридического лица.
  2. Подробный состав финансовых активов организации.
  3. Перечень требований кредиторской задолженности, в том числе финансовые обязательства, по которым не наступил срок исполнения.
  4. Список и формы дебиторской задолженности.

Передаточный акт составляется путем участия представителей обеих организаций, после чего он подлежит утверждению собственниками предприятия. Утвержденный передаточный акт представляется в налоговый орган в составе документов на государственную регистрацию реорганизации в форме присоединения.

По перечню задач, которые позволяет решить реорганизация в форме присоединения, эта процедура является одной из самых востребованных среди юридических лиц любой организационной правовой формы.

Строгое соблюдение сроков и порядка оформления документов позволит завершить присоединение в точном соответствии с целями, которые преследовали собственники предприятия на стадии принятия решения о реорганизации.

Сколько в России слившихся вузов: процесс слияния вузов приостановлен

Процесс слияния вузов, начатый при Дмитрии Ливанове, будет приостановлен, заявила министр образования и науки Ольга Васильева на недавнем заседании в Совфеде. Indicator.Ru вспоминает, как реализовывался проект объединения университетов и какие результаты были получены.

Что произошло?

Читайте так же:  Развод у мирового судьи документы

Новый министр образования и науки не сообщила, почему было принято решение о прекращении процесса объединения, однако вслед за заявлением сразу добавила, что ведомство продолжит следить за тем, чтобы бюджетные средства в вузах расходовались рационально. В целом прекращение слияния учебных заведений выглядит как отмена еще одной инициативы бывшего министра образования и науки Дмитрия Ливанова, ведь именно по его предложению была частично реализована программа объединения и реорганизации вузов. Согласно проекту, объединению подлежат непопулярные образовательные учреждения, например те, чьи дипломы в меньшей степени котируются у работодателей, или которые, согласно мониторингу, не располагают финансами, необходимыми для эффективной работы. По замыслу реформаторов, примерно 20% российских вузов должны были быть реорганизованы. По результатам мониторинга 2012 года в реорганизации нуждались 136 вузов и 450 филиалов. На сегодняшний день, в связи с реорганизацией, фактически прекратили свою деятельность 96 вузов, шесть из которых находятся в Санкт-Петербурге и 22 — в Москве.

Объединяй и властвуй

До настоящего момента в России существовало четыре модели объединения институтов и университетов. В рамках первой модели поглощение вуза происходит на добровольной основе, что позволяет ему сохранить часть своих возможностей и приумножить финансирование. Любопытно, что, по утверждению Министерства, объединения были возможны только на добровольной основе, тогда как в большинстве случаев реорганизация сопровождалась протестами преподавательского состава и самих студентов. Вторая модель реорганизации — поглощение вуза, меньшего по размерам, головным институтом. Третья модель практически не отличается от предыдущей, за исключением того, что объединение происходило, прежде всего, при поддержке региональных властей. Это зачастую приводило к конфликтам. Четвертая модель реорганизации — слияние, когда из двух заведений фактически формируется одно новое учреждение с новым названием.

Сама идея объединения образовательных учреждений, как ни странно, пришла с Запада: Калифорнийский университет представляет собой объединение 10 университетов, к которым, в частности, относится университет в Беркли, подаривший миру 61 лауреата Нобелевской премии. Но насколько эффективным было объединение вузов в России — спорный вопрос. Одним из первых российских университетов, возникших в результате объединения, стал Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону, куда вошли Ростовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Ростовский государственный педагогический университет и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств. Аналогичная трансформация произошла в Красноярске, где на базе шести вузов действует Сибирский федеральный университет.

Один за всех, все за одного

Не все вузы, попавшие в «расстрельный» список, были довольны положением дел. Так, в 2012 году студенты и преподаватели Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина провели масштабную протестную акцию против слияния учебных заведений. Желание региональных властей оптимизировать расходы и повысить рейтинг вуза могло привести к присоединению технического университета к гуманитарному с полным лишением материально-технической базы и независимого статуса ТГТУ. Кроме этого, студентов и преподавателей просто поставили перед фактом о программе объединения. Однако власти обратили внимание на недовольство протестующих, и тамбовские университеты избежали реорганизации.

Забастовки проводили и учащиеся московских высших школ: в конце 2012 года студенты Российского государственного торгово-экономического университета протестовали против присоединения их к РЭУ имени Г.В. Плеханова, но, в отличие от Тамбова, участи реорганизации университету избежать не удалось. В 2015 году к РЭУ также присоединили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Протестными мероприятиями сопровождалось присоединение Московского государственного горного университета (МГГУ) к Национальному исследовательскому технологическому университету «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС). Студенты и преподаватели МГГУ, выступая против интеграции, назвали ее подобием «рейдерского захвата», вспомнив лексику 1990-х. Другая проблема была связана с тем, что студенты МГГУ и МИСиС учились по разным системам образования с разными сроками обучения — в МИСиС готовили бакалавров, тогда как МГГУ выпускал специалистов.

Полемикой также сопровождалось слияние Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Государственного университете управления (ГУУ). Против выступали обе стороны: «юристы» боялись потерять престиж, а «управленцы» — автономию. Учебное заведение должно было бы получить новое название, которое могли выбрать сами вузы. Студенты грустно шутили, что в результате слияния появится «Объединенный государственный правовой университет (ОГПУ) имени тов. Ливанова». Как в академии относятся к присоединению ГУУ, в МГЮА не комментируют.

Реорганизация образовательных учреждений путем присоединения

Подача заявления в ЕГРЮЛ о завершении процедуры реорганизации путем присоединения образовательного учреждения планируется 11 декабря 2017 года, то есть дата регистрации будет 17 декабря 2017 года. Работники учреждения о реорганизации были предупреждены с 01 ноября 2017 года, то есть 2 месяца заканчиваются 31 декабря 2017 года. В учреждении право приемнике планируется сокращение штата (руководство, главный бухгалтер). Можно ли передаточным актом перевести людей с 01 декабря 2017 года в учреждение право приемник, а также работников не давших согласие на продолжение работы в учреждении право приемнике. И уже из нового учреждение уволить попадающих под сокращение.

Ответы юристов ( 1 )

Также привожу разъяснение Роструда по данному вопросу:

В соответствии с ч.2 ст.58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица все юридически значимые действия с работниками будет иметь право производить только учреждение-правопреемник, в т.ч. проводить сокращение штата и увольнять работников по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, а также увольнять по п.6 ч.1 ст.77 ТК РФ работников, не давших согласие на продолжение работы в учреждении-правопреемнике (если данные работники еще не были уволены «старым» работодателем).

Читайте так же:  Причины развода после 20 лет счастливой совместной жизни

Реорганизация путем присоединения: правовые аспекты

Гаврилова С. В., ведущий юрист Компании «РосКо»

Реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

В настоящем материале мы коротко рассмотрим особенности процедуры реорганизации в форме присоединения в обществе с ограниченной ответственностью.

В реорганизации путем присоединения участвуют два и более юридических лица.

Реорганизация в форме присоединения представляет собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу.

Новое юридическое лицо в процессе присоединения не образуется.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

К юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение, переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Присоединение возможно для компаний одной организационно-правовой формы.

Рассмотрим пошагово процедуру реорганизации путем присоединения:

1. Принятие решения о реорганизации путем присоединения

Компании, участвующие в реорганизации заключают договор о присоединении. Затем каждая компания должна утвердить на общем собрании учредителей этот договор. По результатам общего собрания каждой компанией принимается решение о реорганизации путем присоединения.

Присоединяемая организация составляет передаточный акт и принимает решение об утверждении передаточного акта.

На этом этапе необходима инвентаризация имущества и обязательств.

Данное требование содержится в ст. 53 Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г., п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 г.

2. Уведомление налоговой инспекции и внебюджетных фондов

Налоговая служба, орган контроля за уплатой страховых взносов уведомляются о реорганизации в течении 3 (трех) дней с даты принятия решения о реорганизации путем присоединения. Уведомление налогового органа совершается по установленной форме № С-09-4. Уведомление органа контроля за уплатой страховых взносов подается в произвольной форме.

Уведомление направляется компанией, которая последней приняла решение о реорганизации (если иное не определено решением о реорганизации). На основании уведомления налоговая служба в срок не более 3 (трех) рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Данное требование содержится в п.2 ст. 23 НК РФ, подп.3 п. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

3. Публикация сообщения о реорганизации путем присоединения в журнале «Вестник государственной регистрации»

Дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается уведомление о реорганизации путем присоединения.

Уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации компаний юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждой участвующей в реорганизации компании, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

Уведомлять каждого кредитора в отдельности не нужно.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц говорит о том, что реорганизуемая компания в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в налоговый орган, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. В нашем случае иное предусмотрено федеральным законом. Закон об обществах с ограниченной ответственностью не устанавливает требование о уведомлении каждого кредитора. В нем установлено только требование о размещении уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации».

Данное требование содержится в п. 1 ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г., ст. 51 Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.

4. Внесение изменений в учредительные документы

Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении.

При необходимости решаются иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение.

Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.

5. Государственная регистрация

Государственной регистрации в случае реорганизации в форме присоединения подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам.

Общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным с момента с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ)

В связи с реорганизацией может быть проведена проверка компаний налоговой службой и внебюджетными фондами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такое требование содержится в п.11 ст. 89 НК РФ. В п. 6.2. Методических рекомендаций, утв. Распоряжением Правления ПФР № 34-р от 03.02.2011 г. В п.п. «в» п.8 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС РФ №82 от 07.04.2008 г.

Источники


  1. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  2. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.

  3. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
Реорганизация вузов в форме присоединения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here