Пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Значение Общественной палаты РФ в процессе развития гражданского общества в РФ

В России в условиях авторитарного режима гражданское общество не создавалось. Фактически мы только недавно приступили к его строительству. Однако, его невозможно построить за короткий срок, если люди не привыкли к самостоятельности, ждали команду от государства. Общественная палата, созданная в 2005 году на основании закона «Об Общественной палата РФ» от 4 апреля 2005 года, является своеобразной связью между государством и зарождающимся гражданским обществом в России. Это орган, который находится на стыке между государством и обществом.

Смертная казнь в США

Смертная казнь в США: иллинойское измерение

Введение смертной казни в Америке произошло под влиянием традиций и законов заимствованных британскими переселенцами у Старого Света. По мнению Л. Ранде первое достоверно зарегистрированное исполнение смертной казни в новых колониях было в отношении капитана Джорджа Кендала в городе Джеймстауне в Вирджинии в 1608 году (Ранда, 1997). Этот прецедент заложил основу закона о смертной казни в данном штате. Томас Джефферсон стал известен как первый реформатор смертной казни в США. Р. Бом, Л. Ранда и В. Шабас пришли к заключению, что он внес на рассмотрение законопроект о пересмотре законодательства Вирджинии о смертной казни.

Механизм судебной защиты

О правовых средствах обеспечения транспарентности механизма судебной защиты

В условиях отказа от ограничений судебной подведомственности гражданских дел практически любой частноправовой спор (в широком его понимании) может быть передан заинтересованным лицом на разрешение в суд. Право на судебную защиту, гарантируемое, в числе прочих, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту — Конвенция), ст. 46 Конституции РФ, ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ, понимается и истолковывается как национальными, так и международными судебными органами расширительно, в свете чего механизм судебной защиты прав становится универсальным.

Система гражданской юрисдикции

Система гражданской юрисдикции России: от дезинтеграции к консолидации

Начиная с 1991 г., наблюдается довольно динамичное развитие гражданской юрисдикции России, которая постепенно приобретает черты целостной и завершенной в функциональном отношении системы. Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют два обстоятельства, а именно: развитие гражданской юрисдикции происходило и продолжает происходить по эволюционному пути; процесс эволюционирования системы гражданской юрисдикции, как ответ на общественную потребность в коренных изменениях, носит циклический характер. Полный цикл развития гражданской юрисдикции включает три этапа, различающихся по своей целевой направленности: первый этап – дифференциация; второй этап – интеграция; третий этап – консолидация.

Смертная казнь в КНР

Смертная казнь в КНР: проблемы гуманизации уголовной политики и общественного мнения

Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций международных организаций, она все же остается широко распространенным видом наказания. В настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще?

Защита авторских прав в КНР

Сравнительно-правовой анализ защиты авторских прав в Китайской народной республике и России

Ежегодно Российская Федерация (далее – РФ) и Китайская Народная Республика (далее – КНР) объявляются лидерами контрафакции в мире. Было отмечено, что из-за действий «пиратов» экономика европейских государств и США несет огромные убытки. Тем не менее, в Китае борьба с интеллектуальным «пиратством» ведется значительно активнее и успешнее, чем в России. Об этом свидетельствует также тот факт, что КНР является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО), а РФ еще нет, и один из основных вопросов, который наша страна должна решить для успешного вступления в ВТО – сокращение количества правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Клиническое образование

Клиническое образование в академическом правовом институте: итоги десятилетия

В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ.

Социальные функции боевых искусств

Социальные функции боевых искусств (джиу-джитсу) в современном обществе

В наши дни физическая культура является обязательным элементом общечеловеческой культуры, объективной потребностью общественного развития, представляет собой своего рода мощную «индустрию» здоровья и воспитания, несущую в себе важные социальные функции.
В настоящее время идёт перестройка всей, в том числе и научной, работы в области физической культуры. Не остаются в стороне и философия, и социология. В этой связи нередко высказывались сомнения в том, что нужно ли философам заниматься проблемами физической культуры и нуждается ли физическая культура в философских исследованиях. Сейчас общепризнано, что сомнения эти неправомерны.


Влияние физических упражнений на здоровье

Влияние физических упражнений на здоровье студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракт

В настоящее время заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по статистическим данным, страдает почти половина населения Земного шара.

Причины возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта достаточно многообразны. Это нарушение питания в широком смысле слова (несоблюдение режима, частое употребление блюд, раздражающих слизистую оболочку желудка) употребление алкоголя, курение, длительный прием лекарств и т.д. И очень важно заметить, что состояние желудочно-кишечного тракта и состояние иммунной системы человека – звенья одной цепи.

Развитие силовой подготовки

Развитие силовой подготовки при использовании тренажеров

Многолетней педагогический опыт и практика убедительно свидетельствуют, что мощным стимулом активизации всех жизненно важных функций и процессов, происходящих в организме, являются занятия с отягощением на тренажёрах. Применение тренажёров и специальных приспособлений всегда определяются целями и задачами каждого занимающегося на конкретном этапе тренировки. Целенаправленные с регулярными занятиями физических упражнений с отягощениями на тренажёрах способны значительно увеличить у молодёжи свою силу, исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь – расширить, тонкую шею и руки существенно укрепить и увеличить, избавиться от непомерно широкой талии и излишней полноты, некрасивую форму ног сделать красивой и др.).

Организация дистанционного образования

Вопросы организации дистанционного образования в вузах

Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.

Создание информационного поля

Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средства интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы)

Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.

Выпуск конкурентоспособной продукции

Поиск новых организационных структур по выпуску конкурентоспособной продукции

В 2004 году члены Академии информатизации образования проводили в инициативном порядке широкий комплекс работ по нахождению новых эффективных организационных научно-производственных структур по выпуску конкурентоспособной ИТ- продукции, и конкретно — по исследованию и разработке системы конкурентно-способных инновационных кластеров информационных технологий и программного обеспечения.

Выбор торговой стратегии на фондовом рынке

Об одном подходе к выбору торговой стратегии на фондовом рынке

Одним из важнейших факторов экономического развития России на современном этапе является привлечение внутренних и внешних инвестиций. Внешние инвесторы хорошо знакомы с основами функционирования фондовых рынков и для них основная проблема – выяснение особенностей инвестиционного рынка России. Внутренние инвесторы – это физические лица и сравнительно небольшое число компаний из реального сектора экономики России.

Пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов

На Дальнем Востоке одна из самых кричащих проблем — это проблема недостатка рабочих рук. Она порождает и перекосы в развитии отдельных территорий, и недостаточный уровень развития в тех или иных субъектах федерации, необходимость заниматься более тщательно регулированием миграционных потоков и массу других проблем. Отсюда уезжают люди работоспособного возраста, высокой квалификации. А приезжают мигранты совершенно не той категории. Поэтому всю молодёжную политику нужно направить на обеспечение молодых местных дальневосточников интересной работой, достойной зарплатой, доступным жильём, качественным здравоохранением и образованием, досугом. Молодёжь и постоянное население — это фундамент развития Дальнего Востока.

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред­ставляет наиболее многочисленную груп­пу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25–28 % от общей совокуп­ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

На рынке труда и образовательных услуг отмечены нерешенные проблемы, требующие активизации взаимодействия территориальных органов службы занятости и их социальных партнеров. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Выпускники 9-11 классов общеобразовательных школ попадают на рынок труда, не имея востребованных профессий и специальностей. Значительная часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Количество обращений выпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройства по полученной профессии. Таким образом, заказчиками по этим профессиям являются не предприятия и организации, а родители выпускников.

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда Хабаровского края, по-прежнему остаются весьма острыми. Основными причинами этого являются:

— несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

— несоответствие между структурами потребностей рынка труда и выпуска специалистов;

— отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпусков;

— превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату;

— низкий уровень оплаты труда и отсутствие в больнинстве организаций и предприятий социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем);

— недостаточная информированность безработных граждан и выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда.

В заключение могу сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов

Библиографическая ссылка на статью:
Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7156 (дата обращения: 26.03.2019).

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для создания кадрового состава и развития кадрового потенциала предприятий тесно взаимосвязаны между собой. Решение проблем занятости молодежи имеет ключевое место в любой развитой стране.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, так как спрос на молодую рабочую силу, не имеющего опыта работы, дополнительных навыков невелик.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей[1, с. 154].

Молодежный рынок труда характеризуется отсутствием нужного профессионального опыта, уровнем образования, что приводит к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими возрастными группами на рынке труда.

Термин «молодежь» трактуется различным образом. Как правило, молодежью признают социально-возрастную группу в возрасте от 14 до 30 лет (возрастная классификация ООН – 14–25 лет) [2, с. 28]

По данным Росстата число безработных за первый квартал 2014 г. составил 18,6 % в возрасте 20- 24 года, и 16,2 % в возрастной категории 25-29 лет. Всецело доверять статистики безработных граждан среди выпускников школ и молодых специалистов ненадежно. Молодежь в сравнении с другими возрастными группами все реже обращается за помощью к официальным структурам [3].

Молодые специалисты это надежда любого развитого государства. Но неэффективная помощь в трудоустройстве молодежи ведет к оттоку образованной молодежи за рубеж и подрывает интерес в получении высшего профессионального образования.

Причины трудоустройства молодежи можно разделить на несколько факторов: во- первых, в современных условиях отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников к требованиям работодателей – отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, отсутствие практических навыков по полученной профессии; во- вторых, это представления молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Часто абитуриент в выборе профессии не ориентируется в реальной ситуации на рынке труда, в потребностях нужного специалиста; в – третьих, можно отметить падение профессий с техническим уклоном, все больший спрос составляет профессии с гуманитарным уклоном, что ведет к избытку специалистов гуманитарных наук и нехватке технических специалистов.

Для решения трудоустройства молодого населения необходимо помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решение данной проблемы будет взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи [4, с. 173].

Государству необходимо заботиться о создании социальной стабильности и защищенности разных слоев населения; корректировать политику служб трудоустройства населения, выделять больше финансовой помощи для реализации программ по содействию трудоустройства граждан.

В свою очередь органы местной администрации региона, города, должны следить за работой биржи труда, деятельностью центра занятости, формировать заказ для вузов на профессии, которые соответствуют нынешним условиям рынка труда.

Решению проблемы трудоустройства на уровни организации поспособствует смена приема молодых работников, смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и другие меры.

На уровне школьного образования для успешной адаптации к трудовой деятельности, нужно содействовать молодежи в выборе профессии, повышать уровень личных способностей, проводить анализ результатов рынка труда, рассматривать стратегию развития потребностей в кадрах в будущем.

Для выпускников профессиональных учебных заведений необходимо разрабатывать программы по обучению эффективного поведения на рынке труда. Такие программы должны способствовать повышению конкурентоспособности студентов, эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

Центры по содействию трудоустройства молодежи, успешно используют программы по профессиональной переподготовке граждан, что способствует к быстрой смене профессиональной ориентации.

Выше приведенные решения данной проблемы помогут снизить процент безработицы среди молодого населения. Не стоит забывать, что для эффективного решения трудоустройства молодого населения нужно подходить комплексно и начинать с “низов”.

Занятость молодежи. Основные проблемы и пути решения.

Терехова Яна Николаевна
магистрант факультета «Государственное, муниципальное управление
и экономика народного хозяйства»
Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС
E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Проблема имеет особую специфику, связанную, прежде всего, с особенностями данной социально-демографической группы: возрастом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др.

Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства.

Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь — самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением [1, с.14]. Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь — отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.

Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости.

Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах РФ, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством.

По данным в конце 2015 г. – начале 2016 г. уровень безработицы лиц в возрасте 15-19 лет составил в среднем 35% от экономически активного населения (что выше по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,9%). Среди возрастной категории 20-24 года был зарегистрирован уровень безработицы 15 % (что выше по сравнению с сентябрем 2015 на 0,7%), среди лиц в возрасте 25-29 лет – 6,9 % [2].

Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.

Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи [3].

Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин.

Одна из эффективнейших мер — стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.

Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда — формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент.

Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.

Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем.

Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи.

Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.

Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.

[3]

Проблемы и причины молодежной безработицы

экономические науки

  • Фролова Светлана Александровна , студент
  • Российский Государственный профессионально-педагогический университет
  • Сайфидинов Бурхонидин , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА

Похожие материалы

Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида. Работа также задает некоторый «социальный фон» жизни людей.

Актуальность данной темы заключается в том, что молодые люди — будущее нашей страны, и от стартовых возможностей их деятельности зависит интеллектуальный потенциал страны.

Огромное значение имеет правильно или нет сделан профессиональный выбор молодым человеком вчерашним выпускником школы, так как не всегда сразу и правильно каждый человек может самоопределиться, какой вид деятельности ему интересен.. Современный рынок труда достаточно разнообразен и может представить большое количество разнообразных профессий, не как в советское время, но в то же время люди, а особенно молодежь поставлены в более жесткие рамки, т.к. современная ситуация развития в нашей стране диктует свои условия.

Появляется противоречие: с стороны одной стороны есть профессионально обученные специалисты, желающие найти работу и реализовать свой интеллектуальный потенциал, с другой стороны — невостребованность их работодателями, и, как следствие, возникновение безработицы.

Безработица — явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу. Это одна из самых важных социальных проблем.

Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.

Поэтому молодежь является маловостребованной групп на рынке труда в силу разных причин.

В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет.

Условно можно выделить три группы молодежи:

[2]

  1. Молодежь 16-18 лет (учащиеся школ или первых курсов профессиональных образовательных учреждений). Многие представители данной категории стремятся к получению работы, как правило, временной (краткосрочной), или к получению работы с сокращенным и удобным для них графиком.
  2. Молодежь 18-23(24) лет. Это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Данная категория так же не имеет достаточно навыков и профессионального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
  3. Молодежь 24-29 лет. Молодые люди, в основном, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но недостаточно большой. Они знают, что им интересно, зачастую имеют семью, и поэтому имеют высокие требования и амбиции к желаемой работе, что так же делает их конкурентоспособными на рынке труда, по сравнению с более опытными работниками.

Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Например отмена распределения выпускников учебных заведений, как гарантия занятости по специальности, что ставит молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющим опыт работы, где выпускник должен быть уметь доказать наличие у себя соответствующих знаний, умений и способностей, свою компетентность.
Меняется престижность профессий у молодежи. Раньше на первых местах были педагоги и научные работники, врачи и ученые. Позднее популярными стали профессии предпринимателя, коммерсанта, экономиста, менеджера, юриста.

В настоящее время степень участия молодежи на рынке труда зависит от политики, проводимой в сфере образования, от политики кадров на предприятиях, от степени развитости систем социального обеспечения, экономической конъюктуры. А что же лежит в основе молодежной безработицы?

Работа — та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи ее сегодняшнее материальное благосостояние. Увеличение численности безработных среди молодых людей, невостребованность их на рынке труда обуславливается рядом объективных причин.

Причины появления молодежной безработицы связаны:

  • с ростом общей численности безработных;
  • с банкротством значительной части государственных и частных предприятий;
  • с тем фактором, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства,
  • отсутствием у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства;
  • недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью в старших классах школы;
  • увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий (иностранные граждане) и падение престижа рабочих профессий;
  • слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих специалистов.
  • невостребованность молодых людей на рынке труда связана с тем, что значительная часть безработной молодежи стремится получить работу, соответствующую своей подготовке и высоко оплачиваемую, но не получает таковой, то есть по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы.

Безработным молодым людям, имеющим рабочие специальности, может быть предложена работа в первый же день обращения, тогда как трудоустройство молодежи, имеющей высшее и средне специальное образование, представляет большую сложность. На процесс трудоустройства молодых людей отрицательно сказывается низкая стоимость рабочей силы по многим профессиям, требующимся на рынке труда, например, плотник, газосварщик, водитель, продавец, сторож. В связи с ростом цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу.(1)

Сегодня большая часть подростков и молодежи — будущих соискателей на рынке труда — психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Так как в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. Отсюда однобокий взгляд молодежи на новые экономические условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!» встречается постоянно. Реклама типа «Вот бы так научится хорошо работать!» отсутствует. В конечном счете, у молодежи создается иллюзия легкого получения благ — минуя общественно-значимую деятельность.

Таким образом, причины молодежной безработицы состоят не только в социально-экономическом положении страны, но и в деформации в ценностных ориентациях молодежи, к ее психологической неготовности, неправильной мотивации (не стимулирующие молодежь к творческой активности и инициативности к новым формам самоутверждения в труде) [2].

Из всего вышесказанного можно предложить следующие пути решения молодежной безработицы:

  1. Молодежи, вступающей на биржу труда, не следует завышать свои требования и претендовать на престижные профессии, не рассматривая при этом другие, которые могут дать хорошие стартовые возможности.
  2. Начинать работать на 3-4 курсе учебы в ВУЗе, чтобы к моменту выпуска из образовательного учреждения имелся опыт работы. Это так же помогает избавиться от завышенных ожиданий.
  3. Работать официально. Зачастую молодежь официально не имеет опыта работы потому, что работала, не трудоустраиваясь официально.
  4. Четко представлять, что им интересно, и анализировать, что необходимо рынку труда данного региона.
  5. Активная позиция. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.
  1. Необходимо обеспечить больше практики в образовательных учреждениях. Образование слишком сосредоточено на теории. Вузам быстро реагировать на современные требования.
  2. Партнерство вузов и работодателей.
  3. Государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.
  1. Отправлять новых работников на курсы повышения квалификации, тем самым доводя работника до необходимого для себя уровня.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что данная проблема была всегда актуальна, так как связана с реальными проблемами каждого социально активного человека, пытающего встать на путь профессионального самоопределения. Хорошо, если данная тема заинтересует студентов вуза до возникшей проблемы трудоустройства, что поможет ему избежать проблем и выбрать профессию по своим интересам, а в дальнейшем и быть реализованным в ней.

Список литературы

  1. Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости молодежи./Социс. № 2.2004 г.
  2. http://soc-work.ru/article/814

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Проблема трудоустройства молодых специалистов

Безработица и занятость в России

безработица молодой специалист занятость

Современная безработица в Российской Федерации — явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерные всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии [30].

Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы).

К безработным в соответствии с законодательством Российской Федерации относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней.

На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения [22].

К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 миллиона человек, или 22% населения страны.

Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства; механизм спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.

На рынке труда реализуется возможность:

* свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и так далее);

* найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

* независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально — квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

* свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдение установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулирование верхнего предела доходов через налоговую систему [11; 288].

[1]

Последние десятилетия безработица является одной из важнейших проблем современной России. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни, непрерывно связанное с людьми и их профессиональной деятельностью.

По данным Росстата в августе 2011 года 4,7 млн. человек (6,8%) не имели работы, но активно её искали, а в государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве официально зарегистрированных безработных 1,3 млн. человек.

В последние годы для россиян естественными и нормальными явлениями являются: неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска, невыплаты зарплаты, «утечка мозгов», снижение престижа труда. У современной молодежи отсутствует мотивация к получению рабочих профессий и специальностей. В службу занятости обращаются в основном те безработные, которые, как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышают свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, некоммуникативны. Что касается молодежи, то здесь добавляется отсутствие опыта и низкий профессионализм [5].

Конечно, для объективного анализа безработицы и занятости в России нам необходимы современные данные и статистика. Уровень безработицы в России в 2012 году, не стал, конечно, сюрпризом ни для кого из нас. Власть не меняется, а значит, никаких кардинальных действий, никакой борьбы с безработицей, ожидать от чиновников не стоит. Буквально за один месяц (с октября по ноябрь) численность официально зарегистрированных безработных граждан выросла чуть более чем на полтора процента. В министерстве труда РФ объясняют такой скачок сезонным фактором. По информации за 28 ноября этого года, официально зарегистрированных безработных граждан сегодня более четырех миллионов человек! А сколько ещё людей не стоят на учете биржи труда. По данным министерства труда, численность безработных увеличилась в пятидесяти трех регионах нашей страны. Среди них: Алтайский и Камчатский край, Омская, Астраханская, Магаданская, Сахалинская области. А четыре миллиона безработных граждан — это более пяти процентов экономически активного населения России. Такова безработица в России 2012. Статистика сообщает нам печальные новости [44].

Пособие по безработице: размер (2012). Многим интересно, каково же пособие по безработице, размер в 2012 году. Ни для кого не секрет, что в нашей стране такое пособие регулируется непосредственно законом «О занятости населения в РФ». Согласно этому закону, пособие должно устанавливаться правительством. Так вот, правительство Российской Федерации в 2011 году постановило, что в 2012-м году минимальная величина пособия по безработице будет составлять 850 рублей, а максимальная целых 4900 рублей. Многим, конечно заслуженно, покажется, что это очень мало. Но, что поделать? Остается только упорно искать работу и стучать во все без исключения двери. Кто знает, может одна из них и откроется? Потому как, выжить на тысячу рублей в месяц нереально [18].

Так же для более ясной картины, нам необходимо выяснить причины безработицы в России. Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы. Можно выделить следующие основные причины безработицы:

* избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);

* установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;

* вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;

* низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).

Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:

* географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;

* смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;

* наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.

Причины появления структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях, можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума, а заработная плата задерживается месяцами.

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени данная причина сохранения кадров исчезла [3].

Так же стоит отметить, что безработица, представляющая собой важное экономическое явление, приводит к серьезным последствиям: Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы — нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процент занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП.

Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.

Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно — сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс [19].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, мы видим, что безработица в России является неотъемлемым фактом современной рыночной экономики. Изменения, произошедшие в экономике, обладают рядом необратимых аспектов. В таких условиях целесообразна ускоренная реализация инициатив, направленная на повышение качества кадрового потенциала, а именно — масштабные обучающие программы по адаптации работников бюджетной сферы к рыночным условиям. Меры по стимулированию предпринимательской и инновационной активности в среде населения также приобретают особую актуальность.

Источники


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.

  3. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
Пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Какой нотариус обслуживает мой дом

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here