Принцип равенства граждан перед законом

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Принцип равенства граждан перед законом". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Принцип равенства граждан перед законом и судом

Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
“1. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам. При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.

Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам . Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами . Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.

Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.

Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.

Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной. Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобре­тает характер нарастающей тенденции. Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц. В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Прези­дента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, проку­роры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов фе­деральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правитель­ственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам челове­ка в РФ и др.

Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:

  • ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  • ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  • ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.;
  • ст. 16 Закона о статусе судей;
  • ст. 42 Закона о прокуратуре;
  • ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  • ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации» от 11 января 1995 г.;
  • ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  • ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  • ст. 447-452 УПК;
  • ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Читайте так же:  Расходы при оформлении наследства

Принцип равенства граждан перед законом

Устанавливаемый ст. 4 УК принцип равенства граждан перед законом конкретизирует в уголовном праве применительно к уголовной ответственности общеправовое положение Конституции РФ о равенстве перед законом и судом. Это положение следующим образом сформулировано в УК: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Формула УК не содержит упоминания о равенстве перед судом. Уголовно-правовой принцип фиксирует внимание на равной обязанности граждан нести ответственность за нарушение уголовно-правовых запретов. Устанавливаемое этим принципом юридическое равенство граждан перед уголовным законом проявляется в закреплении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности, одинаковых условий применения наказания и освобождения от уголовной ответственности и наказания, одинаковых оснований и порядка устранения иных последствий осуждения лица, например, при погашении судимости. Рассматриваемый принцип не исключает применения различных мер уголовной ответственности за однотипные общественно опасные деяния для рядовых граждан и должностных лиц либо лиц, наделенных специальными полномочиями (например, совершение контрабанды с использованием своего служебного положения — п. ‘б» ч. 3 ст. 188 УК).

Признание состава преступления единственным основанием уголовной ответственности служит гарантией осуществления принципа равенства граждан перед законом в деятельности правоохранительных органов. Равная для всех обязанность нести ответственность за совершенное преступление означает, что каждый гражданин, нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности и не вправе быть от нее освобожден помимо суда, если в его действиях содержится состав преступления. Это положение именуется в теории уголовного права принципом неотвратимости ответственности и является основополагающим для утверждения начала справедливости в уголовном праве.

Принцип равенства перед уголовным законом означает, что при наличии в действиях лица состава преступления социальные данные о его личности не могут служить препятствием для привлечения этого лица к ответственности. Однако из этого не следует, что все осужденные должны приговариваться к одинаковым мерам наказания. Равенство оснований уголовной ответственности должно сочетаться с принципом соответствия суровости наказания тяжести преступления.

Особое значение применение рассматриваемого принципа имеет при определении уголовной ответственности должностных лиц государственного аппарата. Принцип равенства перед уголовным законом не противоречит установлению ответственности за преступления, совершаемые специальными субъектами.

[1]

Эти лица, как правило, и совершать должностные преступления могут лишь благодаря занимаемому положению. При этом некоторые особенности имеет порядок привлечения к уголовной ответственности ряда категорий должностных лиц, которым закон предоставил особый статус в целях обеспечения выполнения своих функций в условиях независимости и самостоятельности (к ним относятся депутаты Государственной Думы, судьи и некоторые иные должностные лица). Эти лица не освобождаются от уголовной ответственности в случае совершения преступлений, но закон устанавливает особый порядок привлечения их к ответственности, обеспечивающий их неприкосновенность в целях создания возможности беспрепятственного исполнения возложенных на них функций.

Принцип равенства всех перед законом и судом

Статья 19 Конституции России предусматривает принцип равенства всех перед законом и судом.

Статья 6 ГПК РФ уточняет его указанием на то, что правосудие по гражданским делам реализуется на началах равенства перед законом и судом всех граждан вне зависимости от пола, национальности, языка и других обстоятельств.

Гражданский процессуальный кодекс РФ также раскрывает содержание понятия «все», которое употребляется в Конституции России. Помимо граждан перед законом и судом равны все организации вне зависимости от их организационно-правовой формы, типа собственности и других обстоятельств.

Принцип равенства всех перед законом и судом имеет свое начало в конституционном и гражданском праве.

Смысл данного принципа состоит в том, что любой гражданин и любая организация имеют одинаковый уровень судебной защиты, одинаковый объем процессуальных прав и обязанностей в зависимости от своего процессуального положения (истец, ответчик и т.д.)

Равенство участников гражданского оборота перед судом и законом выступает элементом правового статуса граждан и организаций в обществе.

По своей правовой природе данный принцип исходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства. Согласно статье 1 ГК России гражданское законодательство основывается на признании:

– равенства участников регулируемых им отношений;

– недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

– необходимости беспрепятственной реализации гражданских прав;

– восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Равенство граждан перед законом и судом находится вне зависимости от пола, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, должностного положения и других обстоятельств.

Равенство в процессуальных правах организаций находится вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения организации, формы собственности, юридического статуса, подчиненности и иных обстоятельств.

В отношении истца и ответчика принцип равенства получает свое дальнейшее развитие в принципе процессуального равенства сторон. Он нашел выражение в статье 123 Конституции России и в статье 12 ГПК РФ.

Принцип процессуального равенства сторон подразумевает, что стороны имеют равные возможности в процессе реализации собственных субъективных прав и интересов.

Так, например, стороны (истец и ответчик) имеют следующие права:

Читайте так же:  Образец свидетельства о праве на наследство по завещанию

– знакомиться с материалами дела;

– производить из них выписки;

– снимать копии с документов дела;

– представлять доказательства и участвовать в их изучении;

– задавать вопросы остальным лицам, которые участвуют в деле;

– давать объяснения суду;

– обжаловать судебные постановления.

Вышеприведенный перечень не является закрытым, поскольку позволяет использовать и иные процессуальные права, которые предоставляет законодательство.

Принцип равенства граждан перед законом.

Принципы уголовного права – это основополагающие идеи, выраженные в уголовном законе и отражающие в своей основе этические, нравственные и правовые представления о применении обществом правовых средств, направленных на борьбу с преступностью. Равенство всех перед закономзаключается в том, что лицо совершившее преступление должно подлежать уголовной ответственности, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. обстоятельств. Т.е. ко всем лицам, совершившим преступление, должны применяться равные меры и один закон.

Т.е. все лица, совершившие преступление, равны перед законом. Данный принцип основывается на констутуционных положениях: в соотв.со ст. 22, 23 все равны перед законом, никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. При этом в законе иногда предусмотрены особенности ответственности должностных лиц (чаще более строгие), лиц женского пола (неприменение смертной казни и др.), несовершеннолетних, но это существенно не влияет на общую тенденцию.

Задачи уп и принципы его построения

Принципы уголовного права:1) законности – никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергается уголовному наказанию иначе, как по приговору суда. Лицо может быть осуждено только за то деяние, которое содержит в себе состав преступления, предусмотренного уголовным законом. К лицу может быть применено только то наказание, которое установлено уголовным законом. Лицо осуждается согласно закону, действующему на момент совершения преступления. 2) Равенство всех перед законом заключается в том, что лицо совершившее преступление должно подлежать уголовной ответственности, независимо от пола, расы и т.д.3) Неотвратимость уг.ответственности – все нормы уголовного права обладают всеобщностью и обязательностью.4) Личной и полной ответственности5) Справедливости – наказание и др. должны назначается с учетом характера и степени тяжести совершенного деяния, учитывая и личность преступника.6) гуманизма

Также выделяют принцип действия угол. закона в пространстве

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Принцип равенства граждан перед законом

Читайте также:

  1. A) Возникают гражданско-процессуальные правоотношения.
  2. A) Гражданский процессуальный кодекс РК от 13 июля 1999 г.
  3. A) Президенту, Премьер-Министру, гражданину РК
  4. ATM — история и базовые принципы
  5. B) Признании гражданина безвестно отсутствующим.
  6. B) Участвуют в процессе в случаях, предусмотренных законом.
  7. C) Смерти гражданина-стороны в деле.
  8. E) Единство принципов гражданского процесса.
  9. I. Гражданский процесс
  10. I. Общие принципы подготовки и требования к оформлению курсовой работы
  11. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  12. II. Некоторые положения гражданского процесса

Статья 4 УК РФ закрепляет принцип равенства граждан перед за­коном. Он звучит так: лица, совершившие преступления, равны перед за­коном и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство людей, отличных друг от друга по происхождению, иму­щественному положению, национальности, религии и прочим обстоя­тельствам, является одним из важнейших достижений современной ци­вилизации. Общество, в котором имеет место дискриминация по одно­му из перечисленных выше признаков, не может претендовать на право называться свободным и цивилизованным. Особенно важно соблюдение данного принципа в уголовном праве, где дискриминационное отноше­ние к определенной группе Населения в случае совершения преступле­ния вызывает чувство несправедливости, порождает недоверие к праву и системе юстиции, а в целом — ко всему государственному устройству. Равенство граждан — важнейший конституционный принцип, закреп­ленный в ст. 19 Конституции. В соответствии с ней все равны перед за­коном и судом. Равенство граждан гарантируется государством незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединени­ям, а также других обстоятельств. Нарушение конституционного прин­ципа равенства само по себе составляет преступление (ст. 136 УК).

Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность

Принцип равенства закреплен основных международно-правовых документах.

Ильин И.Л.

Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. № 3. С. 94.

Глава IV. Принципы уголовного законодательства

Принципы уголовного права применяются только в совокупности. Различный подход к разным преступникам и есть сочетание принци­пов равенства, справедливости и гуманизма.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем есть ряд условий для привлечения к уголовной ответст­венности определенных категорий граждан РФ и иностранных граждан. Речь идет об институте иммунитетов, которые предусмотрены законо­дательством РФ и международным правом. Суть иммунитета заключа­ется в предоставлении дополнительных гарантий лицам, занимающим ответственные государственные должности, являющимся публичны­ми должностными лицами, чья профессиональная деятельность свя­зана с повышенной ответственностью.

Иммунитет(правовая неприкосновенность) определяется как не­возможность осуществления уголовного преследования и привлечения к суду на общих основаниях. В число российских граждан, обладаю­щих иммунитетом, входкт Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, Председатель Правительства РФ, депутаты Го­сударственной Думы и члены Совета Федерации, судьи.

Иностранные граждане могут обладать дипломатическим, консуль­ским или представительским иммунитетом, который заключается в не­возможности уголовного преследования и осуждения судом страны места пребывания. Это древнее правило возникло в самом начале зарождения международного права и обеспечивает дополнительную защиту дипло­матическим и консульским работникам, а также лицам, являющимся членами правительственной, парламентской либо прочих делегаций.

Некоторые авторы называют наличие иммунитетов «изъятием» из прин­ципа равенства. Такой подход представляется неверным. Изъятие — это исключение. В данном случае никакого исключения не происходит. Воз­можность привлечения данных лиц к уголовной ответственности суще­ствует, только для евдеализа!щи необходима специальная усложненная по сравнению с общей процедура. Она является дополнительной гарантией Для определенных должностей и профессий. Более того, в случае привле­чения таких лиц к уголовной ответственности наказание может быть вы­ше, если преступление связано с профессиональной деятельностью лица.

Читайте так же:  Можно ли лишить отцовства если отец не платит алименты

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 348 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к статье 4 Уголовного Кодекса РФ

Основой принципа равенства граждан перед законом являются положения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Эти положения не означают абсолютного равенства граждан во всех отношениях и независимо ни от каких обстоятельств, но они гарантируют равное положение граждан перед требованиями закона и равное отношение к гражданам суда независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В этой связи можно сказать, что сущность принципа равенства граждан перед законом, закрепленного в УК РФ, состоит в установлении равенства условий привлечения к уголовной ответственности независимо от указанных выше обстоятельств. Но данное положение вовсе не означает равной ответственности лиц, совершивших преступление, и их равного наказания.

В этом отношении граждане не являются равными. Основаниями неравенства могут быть самые различные обстоятельства: пол, возраст, социальное положение, наличие рецидива и т.д. Так, несовершеннолетним, осуждаемым к лишению свободы, в отличие от лиц, совершивших преступление по достижении восемнадцатилетнего возраста, не может быть назначено лишение свободы сроком более десяти лет. К женщинам в отличие от мужчин не применяется смертная казнь. Совершение преступления с использованием служебного положения может влечь более строгое наказание. Уголовным законом могут быть предусмотрены преступления, совершаемые только специальными субъектами, и т.д. Но такое дифференцированное установление ответственности не является нарушением принципа равенства граждан перед законом.

Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2002 г. N 118-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартынова Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав примечанием 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» отметил следующее: как следует из примечания 1 к ст. 285 УК РФ, им устанавливается единый правовой статус граждан, осуществляющих определенные виды деятельности в соответствующих органах и учреждениях, и не предусматривается каких бы то ни было ограничений или преимуществ в связи с полом, расой, национальностью, языком, происхождением и другими обстоятельствами, названными в ст. 19 Конституции Российской Федерации. Данная статья Конституции Российской Федерации, гарантируя равенство всех перед законом и судом, не исключает возможности установления ответственности (в том числе уголовной) за некоторые деяния, которые могут совершаться только определенными категориями граждан — должностными лицами, военнослужащими и другими так называемыми специальными субъектами.

Исключением из правила равенства граждан перед законом в общеправовом и особенно процессуальном аспектах являются положения, установленные ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ, где предусматривается неприкосновенность Президента РФ и особый порядок привлечения к ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Определенные изъятия в рассматриваемом плане установлены и в отношении некоторых других категорий лиц. Подобные изъятия обусловлены необходимостью обеспечения независимости деятельности лиц, выполняющих определенные социальные функции (например, политическую, правоохранительную, судебную деятельность), и соответствуют международным стандартам и условиям существования правового государства.

Другой комментарий к статье 4 УК РФ

1. Принцип равенства граждан перед законом означает, что каждый гражданин (имеется в виду не только России, но и иностранный и лицо без гражданства), нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности, если в его действиях содержится состав преступления.

Данный принцип не ограничивается требованием равной обязанности нести ответственность за совершенное преступление, а предполагает и равную возможность на законных основаниях избежать ее.

2. Принцип равенства граждан перед законом не исключает предусмотренной Конституцией РФ неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Такая неприкосновенность не является личной привилегией, а призвана служить публичным интересам. Кроме того, неприкосновенность этих категорий лиц не означает освобождения их от уголовной ответственности за совершенные преступления.

Уголовный кодекс не должен устанавливать равную для всех без исключения лиц, совершивших преступления, ответственность. Некоторые исключения предусмотрены самим уголовным законом, например по половому признаку, возрасту. Все преимущества основаны на законе и в равной мере применимы к указанным в УК лицам, следовательно, не являются нарушениями принципа равенства граждан перед законом.

Остались вопросы по ст 4 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 4 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Принцип равенства граждан перед законом

Принцип равенства граждан перед уголовным законом согласно ст. 4 УК РФ означает: «Лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Толкование текста данной статьи в соответствии с ее заголовком должно быть расширительным. Заголовок распространяет принцип равенства на граждан. В тексте же говорится только о лицах, совершивших преступления. Все участники уголовно-правовых отношений — лица, совершившие преступления, потерпевшие, лица, исполняющие и применяющие законы, — обязаны следовать принципу равенства граждан перед законом.

Читайте так же:  Развод через суд порядок действий

Отсюда принцип равенства, подобно всем иным уголовно-правовым принципам, имеет своими адресатами законодателя, правоприменителя и граждан (прежде всего в лице совершивших преступления и потерпевших от преступлений).

Следование принципу равенства законодателем означает такую криминализацию деяний, которая не ставила бы вне ответственности какие-либо категории правонарушителей. Равной должна быть и защита интересов потерпевших — граждан, а также общества и государства. При этом криминализация деяний со специальным субъектом, например, должностным лицом, военнослужащим, судьей и т.д., за которые другие граждане не наказываются, не противоречит принципу равенства граждан перед законом.

Следует отметить, что в одном случае новый УК РФ отошел от соблюдения данного принципа, а именно при криминализации экономических преступлений. Конституция предписывает равную охрану всех форм собственности. Следовательно, права и обязанности собственников и лиц, управляющих собственностью по службе, также должны быть равны. При криминализации преступлений против форм собственности в гл. 21 принцип равенства соблюден. Имущество всех форм собственности названо одинаково — «чужое имущество». В главах же «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (гл. 23) и «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30) этого не произошло. Равные по функциям субъекты преступлений, предусмотренных этими главами, отвечают по-разному. Объем криминализации общественно опасных деяний и санкций за них уже и либеральнее применительно к частным управленцам, шире и строже — к государственным должностным лицам.

Поэтому виновные в любых преступлениях против юридических лиц должны отвечать равно независимо от их организационно-правовой формы. В таком направлении и идут уголовные законы, принятые в дополнение к УК в 1997 и 1998 гг. Например, ст. 215.1 УК РФ предусматривает равную ответственность за незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия.

Нарушение принципа равенства граждан перед законом влечет за собой уголовную ответственность. Так, лишением свободы грозит ст. 136 УК РФ за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы и других признаков, перечисленных в ст. 4 УК. Нарушение принципа равенства граждан по их национальной или расовой принадлежности, а также вероисповедания преследуется ст. 282 УК РФ. Самостоятельным преступлением признается воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 248 УК РФ).

Грубо нарушает принцип равенства граждан незаконный УК Чечни. Он предусматривает разную ответственность: по светскому УК России — для немусульман и религиозную ответственность перед шариатским судом по чеченскому УК — для мусульман.

Принцип равенства граждан перед законом является международно-правовым и конституционным принципом, поэтому он должен строго соблюдаться во всех законах. Например, не имеющим аналогов в мировом законодательстве является установление депутатской неприкосновенности в Законе о статусе депутата РФ ввиду необоснованно широких рамок такой неприкосновенности. А поскольку Конституция предоставляет право быть избранным любому гражданину, в том числе совершившему преступление и имеющему судимость, мандат депутата Государственной Думы получают люди, в отношении которых ведутся уголовные дела за тяжкие преступления (в городах Нижний Новгород, Тула, Ленинск, Кузнецк). В прессе опубликованы целые списки депутатов Государственной Думы, имеющих непогашенную и не снятую судимость.

Как известно, депутатская неприкосновенность имеет своей целью оградить народных избранников от разного рода незаконных давлений, а отнюдь не для того, чтобы они приобретали иммунитет от уголовной ответственности*(69).

[3]

Аналогичную цель защиты от давления на судейский корпус преследует пожизненное избрание судей. Однако фактически получилось так, что определенное их число оказывается коррумпированным и допускает посягательства на интересы правосудия. Законом «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрена процедура дисквалификации таких судей. Но количество дисквалифицированных Высшей квалификационной коллегией судей РФ правонарушителей-судей необоснованно мало.

На практике принцип равенства всех перед уголовным законом чаще всего нарушается по признакам служебного или имущественного положения лиц, совершивших преступление. Подтверждением могут служить данные об отказах в возбуждении уголовных дел и об их прекращении с формулировкой «за отсутствием состава преступления», а также о непостановке на учет заявлений граждан о преступлениях. Среди субъектов такого рода искусственной латентности преступлений немало представителей организованной, профессиональной и коррупционной преступности, особенно в высших эшелонах власти. В учебнике криминологии 1998 г. в структуре преступности выделен новый показатель — «элитно-властная преступность»*(70). В следующем издании учебника планируется предусмотреть еще один показатель — «преступность бизнес-сообщества» или «преступность представителей крупного капитала». Эта преступность исследовалась известным американским криминологом Э.Сатерлендом еще в довоенные годы. Она названа им «беловоротничковой преступностью». Под таким названием она вошла в официальные отчеты и доклады конгрессов и семинаров ООН, посвященных предупреждению преступности и уголовному правосудию.

О несоблюдении принципа равенства перед законом свидетельствует и сильно заниженная статистика регистрации экономических преступлений, совершенных частными предпринимателями.

Равенство всех перед уголовным законом означает равную ответственность всех и каждого за совершенное преступление, т.е. равенство оснований уголовной ответственности. Однако такое равенство не означает уравнительность в наказании виновных за одинаковые деяния. Принципы справедливости и гуманизма предполагают тщательную индивидуализацию наказания. При этом в расчет берется не только тяжесть преступления, но и личностные качества виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Личностные свойства могут послужить основанием освобождения лица от уголовной ответственности либо значительного ее смягчения. Bвиду гуманизма, например, несовершеннолетние правонарушители, беременные женщины и имеющие малолетних детей матери наказываются всегда мягче, чем за аналогичные деяния совершеннолетние преступники и субъекты без прав и обязанностей материнства. Таким образом, принцип равенства граждан перед уголовным законом диалектически сочетается с требованиями принципов справедливости и гуманизма.

Читайте так же:  Процесс сделки купли продажи квартиры

Дата добавления: 2014-10-22 ; Просмотров: 224 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и сущность принципа равенства граждан перед законом в уголовном праве

Секция: Юриспруденция

XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Понятие и сущность принципа равенства граждан перед законом в уголовном праве

[2]

В современной России усиление борьбы с преступлениями и преступностью возможно лишь при условии неукоснительного соблюдения прав человека. В этом основополагающее значение имеют принципы уголовного права. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) включает в себя базовые положения – устанавливает принципы, являющиеся основополагающими в области уголовного права.

Одним из принципов уголовного права является принцип равенства граждан перед законом, который приобрел особую актуальность в контексте расслоения современного российского общества. Статья 4 УК РФ данный принцип определяет следующим образом: «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [6, с.1].

Исследуемый принцип определяет уголовно-правовую специфику общеправового принципа равноправия, отраженного в статье 19 Конституции Российской Федерации [3, с.1]. Для уголовного права данный принцип имеет большое значение, поскольку уголовная ответственность сопряжена с реальными ограничениями интересов личности.

Первой принцип равенства сформулировала нарождавшаяся европейская буржуазия, тяготившаяся феодального неравенства. В отечественном праве данный принцип нашел отражение лишь в советском праве, и то не сразу. Идея классовой борьбы отразилась и в уголовном праве, где определяющим стал классовый подход. К примеру, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. принадлежность к эксплуатирующему классу была отягчающим ответственность обстоятельством (статья 47), и, наоборот, принадлежность к эксплуатируемым смягчала уголовную ответственность (статья 48) [7, с.1]. Лишь с принятием в 1958 году Основ уголовного законодательства СССР классовая парадигма нивелировалась [1, с.1].

Анализ статьи 4 УК РФ показывает, что в ней провозглашается равенство граждан при определении уголовной ответственности, но не оговариваются меры наказания. Говоря иначе, если в действии (бездействии) лица имеется состав уголовного преступления, то никакой статус и прочие обстоятельства не могут воспрепятствовать применению в отношении его уголовной ответственности. Каждый обязан нести ответственность за преступление одинаково. Однако данный принцип не означает, что суд должен всем осужденным вменять одно и то же наказание. Принцип равенства перед законом не исключает принципа справедливости, который гласит: при назначении наказания должны быть учтены все обстоятельства дела. Равенство граждан перед законом предполагает, прежде всего, четкую меру ответственности, учитывающую внутривидовые свойства деяния. Необходима индивидуализация наказания, раскрывающая внутренние параметры равенства [4, с.40]. Учитывая характер и степень общественной опасности преступления, можно достичь равенства граждан перед законом на правоприменительном уровне.

С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев выделяют две формы равенства формальное (юридическое) и фактическое (социальное) [2, с. 88]. Уголовно-правовой принцип равенства перед законом обеспечивает закрепление юридического равенства, т.е. равноправия граждан. Суть данной юридической стороны состоит в том, чтобы обеспечить равную для всех граждан обязанность понести ответственность за совершение преступления, вид и размер которой определен уголовным законом. Уголовно-правовой принцип равенства выступает как «равная мера», «одинаковый масштаб» в праве.

Субъектами принципа равенства, как и других уголовно-правовых принципов, являются законодатель, правоприменитель и граждане (прежде всего в лице тех, кто совершил преступления и потерпевших от преступлений). Принцип равенства распространяется на всех участников уголовно-правовых отношений, но следовать ему должны в первую очередь законодатель, следователь и суд. Лицам, в отношении которых применяется уголовная ответственность, дозволительно право требовать равного отношения к себе. Данный принцип применяется и в отношении потерпевших и иных участников уголовного процесса.

Принцип равенства граждан перед законом включает в себя следующие основные аспекты:

· равная правовая защищенность одинаковых по социальной ценности общественных отношений и неравная правовая защищенность неодинаковых интересов;

· единство оснований освобождения от уголовной ответственности лиц, нарушивших одинаковые интересы;

· единый, равный, адекватный социальным реалиям масштаб криминализации и пенализации в уголовном законодательстве [5, с.151].

Значительную реализацию принципа равенства граждан перед законом обеспечивает углубление дифференциации ответственности в самом законе, четкость юридических формулировок уголовного закона, сведение к минимуму оценочных признаков, детализация первостепенных терминов и понятий.

Реальная сущность принципа равенства граждан перед законом состоит в том, что преступник подвергнется уголовной ответственности наравне с другими, признанными виновными в преступлении. Равенство предполагает то, что совершивший преступление не вправе претендовать на исключительное к себе отношение, на освобождение от уголовной ответственности ввиду каких-либо привилегий, имущественной, национальной, религиозной принадлежности и т.д. Однако здесь важно учитывать также положения принципов справедливости и гуманизма, их взаимодействие и взаимовлияние.

Таким образом, принцип равенства не предполагает уравнивание наказания для различно характеризующихся лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, можно сделать вывод о том, что недопустимо одностороннее восприятие исследуемого принципа: равенства только в ответственности. Поскольку только правильное понимание сути законодательных принципов, их рассмотрение и применение в единстве и взаимодействии способствует их эффективной реализации в практике.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  2. Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.

  3. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
  4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
Принцип равенства граждан перед законом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here