Последняя редакция земельного кодекса рф с комментариями в 2019 году

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Последняя редакция земельного кодекса рф с комментариями в 2019 году". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Земельный кодекс России 2019

Ныне действующий в России Земельный кодекс является продуктом радикальных земельных реформ, последовательно проводимых с девяностых годов двадцатого века. Радикальность изменений заключается в появлении новых форм собственности на землю, не свойственных системе Советского Союза. Разнообразие таких форм сделало данный кодекс одним из наиболее востребованных документов федерального законодательства.

Основные понятия земельного права

ЗК РФ регулирует взаимоотношения людей и юридических лиц относительно земли, то есть участка суши, находящего в зоне российской юрисдикции. Однако понятие «земля» расплывчато и не конкретно, поэтому в законодательстве используется термин «земельный участок». Это часть территории страны, имеющая отличительные признаки – границы, определённые в документах и на местности, структуру, категорию и разрешённое использование (ст. 6, 11.2).

Земля является объектом рыночного оборота. Однако она может стать таковой только в случае образования земельного участка как юридически значимой единицы. Кроме того, каждый участок должен быть отнесён к определённой земельной категории, что накладывает на пользователей и владельцев обязанности и ограничения. Деление участков на категории является способом управления территорией и землёй как природным ресурсом, источником получения материальных благ, компонентом экологической среды человека.

В стране нет бесхозной земли. Любой участок суши имеет своего владельца. Однако и владельцы могут пользоваться участками только в соответствии с категорией и целевым назначением. Пользование землёй в нарушение её законного предназначения считается правонарушением или преступлением, в зависимости от последствий.

[2]

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий, к которым может быть отнесён любой участок суши Российской Федерации. Это земли:

  • сельскохозяйственные;
  • особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, заказники, военные объекты и т.д.);
  • населённых пунктов;
  • лесного и водного фондов;
  • запаса.

Последняя категория представляет собой территории, которые не вовлечены в оборот, не имеют специфики разрешённого использования и принадлежат государству. Отнесение участков к категории – это юридическая процедура, осуществляемая на государственном или муниципальном уровне.

Таким образом, элементарной единицей земельного права является участок, находящийся на территории юрисдикции России, имеющий кадастровый номер, категорию, разрешённое использование, собственника, план, границы и структуру.

Собственность и оборот

Эта сфера земельных отношений разработана с максимальной подробностью. Она представлена в Главах 3, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5,4, 5,6, 6, 7, 7.1, 8, 9.

  • физические лица – граждане РФ;
  • физические лица – граждане других стран (имеются ограничения по категориям земель);
  • юридические лица;
  • государство;
  • муниципалитеты.

Право на земельный участок возникает на основе заключения договоров по передаче прав владения, распоряжения и пользования. Такая передача становится законной только при регистрации договоров в соответствующих госорганах, учитывающих состояние и принадлежность недвижимости (ст. 25 ЗК РФ). Процедура госрегистрации не обязательна только для аренды участков, оформленной на срок менее года.

С точки зрения рынка земли кодекс делит все участки на три части – находящиеся в свободном обороте, имеющие ограничения в переходе от одного владельца к другому и полностью изъятые из оборота (ст. 27). В частной собственности могут находиться только земли, включённые в оборот. Не допускается изменения статуса участков:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • постоянно находящихся под военными объектами;
  • занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими ФСБ, военным судам, госохране;
  • с ИТС связи и коммуникаций, обслуживающих систему охраны госграницы;
  • занятых под объекты атомной энергетики и захоронения радиоактивных отходов;
  • отданных под кладбища.

Особое значение для страны и государства имеют земли сельхозназначения. Однако особенности их оборота в кодексе раскрыты слабо. Это объясняется наличием специального федерального закона, посвящённого исключительно обороту земель данной категории.

[1]

Отдельная глава (седьмая) кодекса посвящена проблемам прекращения прав на земельные участки. Это может происходить на основаниях:

  • добровольной возмездной или безвозмездной передачи прав от одного лица другому;
  • принудительного прекращения пользования или владения при использовании земли не по назначению;
  • изъятия участка, если он не используется по назначению более трёх лет;
  • истечения срока пользования;
  • изъятия участка для муниципальных и государственных нужд;
  • конфискации по решению суда;
  • реквизиции (временное изъятие в условиях ЧС).

Все эти условия касаются только земельного фонда, находящегося в обороте. Земли, уже изъятые из оборота, не могут отчуждаться по определению.

Земля как ресурс

Земля относится к категории исчерпаемых ресурсов. В этой фразе заключён парадокс. Дело в том, что земля как территория государства может измениться только при смещении государственных границ или береговых линий. Однако земельный ресурс может исчерпаться даже при увеличении территории государства.

Это происходит в том случае, если земля теряет своё плодородие, становится непригодной для производства сельскохозяйственной продукции, а так же формирования экосистем, обеспечивающих оптимальное качество среды жизни людей. По этой причине в ЗК РФ существуют главы, посвящённые:

Данные блоки ЗК РФ позволяют организовать и осуществлять в обязательном порядке контроль использования земли с целью предотвращения её разрушения как ресурса и компонента экологической среды. В этом проявляется несомненное сходство земельного законодательства с экологическим. Специфика этого кодекса проявляется в том, что земля в нём рассматривается одновременно как объект вещных прав и ресурс, подлежащий сохранению.

Изменения в Земельном кодексе в 2019 году

Изменения в Земельном кодексе в 2019 году. Изменения в первую очередь коснулись самовольного строительства. Все нелегально построенные объекты должны быть узаконены в установленные сроки, в противном случае участки, на которых они стоят, будут изъяты и проданы на публичных торгах. Конечно, у собственника остается право снести самовольную постройку. Но здесь есть одна важная поправка – если на участке находятся и законные строения, то изъять его не могут. В свою очередь в случае, если участок можно поделить на части с законной и незаконной постройкой, то часть с самовольной постройкой все же могут конфисковать.

Зоны с особыми условиями

Такими называются территории заповедников, участки, на которых проложены магистральные трубопроводы, ЛЭП, озера, парки и так далее. В связи с нововведениями эти территории подлежат обязательной регистрации. При этом с момента регистрации эта территория приобретает статус особой зоны, причем не важно, были ли на ней какие-либо гражданские строения.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!


Например, у вас построен дом или куплен много лет назад на территории, которую вдруг признали «особой». Вас отсюда выселят, даже если у вас все в порядке с документами. Обоснуют это тем, что эта территория теперь считается зоной с опасными условиями. Конечно, государство обещает выдавать компенсации, но будут ли они соразмерными стоимости частных строений – пока никто не знает.
Читайте так же:  Оформление квартиры в собственность через госуслуги

Власти уверяют, что это будет касаться только заброшенных территорий, покинутых промышленных зон, трущоб и так далее. Но не исключено, что под эту категорию могут попасть и частные участки, которые находятся в таком же плачевном состоянии.

Теперь на сельскохозяйственных землях можно строиться!

Это еще одна поправка в ЗК РФ, которая приятно удивила фермеров. Если ранее арендатор, который брал в аренду сельскохозяйственную землю, не мог ничего строить на ней, даже если это было необходимым для хозяйствования, то теперь это возможно! Но в законе есть уточнения, касающиеся архитектурных особенностей этих строений. Перепродавать землю с постройкой не разрешается. Но если человек использовал арендованную землю на протяжении не менее 3 лет, то он может ее купить без участия в торгах.

Изменения для дачников


Ранее дачное хозяйство не имело четкой регулирующей законодательной базы. Но с 2019 года деятельность дачных обществ строго регламентирована. Теперь есть четкие понятия того, что именно называется жилым домом, а что дачным домиком. Также указан перечень того, что является имуществом общего пользования.

В законе прописано, что все кто хочет выращивать что-то на своей даче не с целью продажи, а для себя, могут не создавать юридическое лицо. А для тех, кто построил дачу на границе садового товарищества, но не является его участником и не хочет ним становиться, неприятная новость – придется платить за все, что касается общего имущества в равной доле с другими. Собрания товариществ теперь могут быть как очными, так и заочными.

Скважины теперь будет проще узаконивать. А понятие «дачники» вовсе исчезает. Теперь их будут называть садоводами или огородниками в зависимости от того, что они выращивают. Товарищества теперь есть только такие: садоводы и огородники. Но сразу возникает вопрос: а можно ли посадить картофель между яблонями?

Что можно строить

Участники садовых товариществ имеют право строить на своих участках капитальные сооружения, для огородников разрешены только хозяйственные постройки, не имеющие фундамента. Поэтому, если у вас есть сарай с фундаментом, то могут возникнуть проблемы. Но вот построить дом без фундамента разрешается! Но это не касается построек, которые уже возведены и должным образом зарегистрированы. Под новое законодательство попадает лишь самовольные строения и новые будущие постройки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

В этой статье вы узнали, изменения в Земельном кодексе в 2019 году. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Земельный Кодекс Российской Федерации – это кодифицированный документ, содержащий нормы земельного права. Коротко его называют ЗК РФ или Земельный кодекс, но в официальных документах возможен только один вариант названия – полный.

Какие отношения регулирует кодекс?

ЗК РФ регулирует правоотношения, складывающиеся в сфере использования, гражданского оборота и охраны земель в России. Эти отношения называются земельными. Земля понимается как основа жизни народонаселения России и его деятельности.

Отношения по владению землей, ее пользованию и распоряжению ею, по совершению сделок с землей не входят в предмет земельных отношений. Они составляют предмет гражданско-правовых отношений, поскольку земля считается одним из объектов гражданского оборота. Изъятия из этого правила и дополнения к нему предусмотрены нормами земельного, лесного, водного законодательства и других федеральных законов.

Принципы действия Земельного кодекса

ЗК РФ устанавливает следующие обязательные принципы:

К кому применяется кодекс?

В число участников земельных отношений, соответственно, тех, к кому применяются нормы Земельного кодекса, входят:

  • Граждане России,
  • Юридические лица, зарегистрированные или работающие в России,
  • Муниципальные образования,
  • Субъекты федерации,
  • Государство.

Иностранные граждане и иностранные организации земельным законодательством ограничиваются в некоторых правах в отношении земельных участков.

Оглавление

Консультации и комментарии юристов по законодательной системе РФ

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарии к ЗК РФ

Постатейный научно-практический комментарий к Земельному кодексу РФ 2019

Ссылки на все комментарии к статьям чуть ниже на этой странице.

Также на странице какой-либо статьи ЗК РФ после основного текста вы можете увидеть ссылку на соответствующий комментарий.

Сокращенное наименование органов судебной власти:

  • ААС — Арбитражный апелляционный суд
  • АС — Арбитражный суд
  • АС г. Москвы — Арбитражный суд г. Москвы
  • АС СПб и ЛО — Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • ВАС РФ — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
  • ВС РФ — Верховный Суд Российской Федерации
  • КС РФ — Конституционный Суд Российской Федерации
  • Президиум ВАС — Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • ФАС ВВО — Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа
  • ФАС ВСО — Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
  • ФАС ДО — Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа
  • ФАС ЗСО — Федеральный Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
  • ФАС МО — Федеральный Арбитражный суд Московского округа
  • ФАС ПО — Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа
  • ФАС СЗО — Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа
  • ФАС СКО — Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
  • ФАС УО — Федеральный Арбитражный суд Уральского округа
  • ФАС ЦО — Федеральный Арбитражный суд Центрального округа

Прочие сокращения:

Новая редакция Земельного Кодекса РФ с изменениями на 2019 год

Действующий Земельный кодекс является первым кодифицированным документом, регулирующим земельные взаимоотношения субъектов в условиях провозглашённой частной собственности на землю. До этого было принято два Земельных кодекса, регулировавших взаимоотношения в условиях государственной монополии на землю. Кодекс 1991 года обеспечил юридическую основу переходного периода.

Субъекты и объекты

Как следует из статьи 2 ЗК РФ, данный документ является частью земельного законодательства страны. В части, касающейся земельных отношений, его нормативы обладают приоритетом перед другими законами федерального и регионального уровней. Это означает, что все остальные нормативные документы не должны противоречить ФЗ №136.

Субъектами земельных правоотношений являются:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранцы и люди без гражданства;
  • юридические лица;
  • государство в лице организаций федерального и регионального уровней;
  • муниципалитеты.

Иностранные физические и юридические лица могут принимать участие в земельных отношениях на территории действия российской юрисдикции только в некоторых ситуациях. Часть 3 статьи 15 не позволяет таким лицам владеть и распоряжаться участками, расположенными в приграничных территориях. Кроме того, иностранцы и организации, в уставном капитале которых более половины средств принадлежит иностранным экономическим агентам, не имеют права приобретать в частную собственность сельскохозяйственные земли.

Читайте так же:  Ответственность генерального директора после увольнения

Объект земельных отношений проявляется в двух вариантах. С одной стороны, это земля как территория страны и её ресурсная база, а с другой – это оборотный рыночный капитал. Единицей регулируемых отношений является участок как юридическое явление, имеющее идентификационные признаки.

Земля как объект собственности

В соответствии с нормами ЗК РФ, участки российской территории могут находиться в собственности:

Государственная собственность имеет приоритет перед всеми с остальными формами владения участками суши. Этот приоритет проявляется в том, что любой участок, не имеющий владельцев, автоматически становится государственным. Кроме того, государство обладает правом изъятия участков для осуществления специфической деятельности или размещения объектов стратегического значения. В государственной собственности находятся земли:

  • запаса;
  • ООПТ;
  • лесного фонда;
  • госграницы;
  • военных объектов;
  • учреждений службы безопасности;
  • космических объектов;
  • атомных электростанций;
  • автомобильных и железных дорог.

В муниципальной собственности, как правило, находятся территории, имеющие рекреационное значение, а так же занятые населёнными пунктами. В частном обороте чаще всего находятся участки, предназначенные для строительства и сельскохозяйственного использования.

Для целей рационального использования территории страны статьёй 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель на семь категорий по целевому назначению. Это означает, что каждый конкретный участок должен использоваться только в соответствии с присвоенной ему категорией. Нарушение этого правила влечёт за собой изъятие участка у данного пользователя.

Таким образом, Земельный кодекс РФ носит комплексный характер. Он позволяет сочетать решение задач сохранности земли как ресурса и среды обитания с её использованием для целей сельского и лесного хозяйства, промышленности и формирования территорий населённых пунктов.

Земельный кодекс РФ: какие нормы законодательного акта действуют в 2019 году в земельных отношениях

С 1.01.19 вступили в силу поправки, внесённые Правительством ещё в 2017 году в Федеральный закон №136-ФЗ или Земельный кодекс.

Раздел земельного участка

Поправки дополнили существовавшие нормы статьи 11.4 ЗК РФ – раздел земельного участка. Внесённые изменения коснулись дачных участков, которые теперь будут дифференцированы на садовые и огороднические товарищества. Данная дифференциация позволит более гибко регулировать нормы использования земель, что в последующем позволит государству и муниципалитетам:

  • внедрять новую систему налогообложения на доходы с земельных участков;
  • устанавливать регламент строений, возводимых на этих участках;
  • контролировать использование земель по целевому назначению.

За товариществами сохранится статус юридического лица с уполномоченным органом управления. Но теперь его обяжут к проведению межевания и создания межевого проекта. На основании межевого проекта будут официально выделены:

  • участки для индивидуального пользования;
  • места совместного пользования.

На каждый надел должен быть составлен план с выделением границ в натуре с указанием координат поворотных точек и обведения контура межевых линий в документе. Это позволит безболезненно и эффективно решать все вопросы, связанные с земельными спорами и нарушением межевых границ.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Выдел площадей совместного пользования и закрепления их за юридическим лицом окажется выгоден муниципалитету по следующим основаниям:

  • Товарищество будет пользоваться только теми землями, которые законно оформлены в пользование юридического лица, не нарушая границ своего земельного массива с муниципальными землями.
  • Муниципалитет будет получать земельный налог от землепользователей в полном объёме: со всего используемого садоводами и огородниками массива.
  • Местным властям станет легче контролировать все действия юридического лица и отдельных его членов, связанные с целевым использованием земель.

К местам совместного пользования относятся места, предназначенные для дачной инфраструктуры:

  • места подъезда или прохода к участкам;
  • остановочные пункты;
  • места, предназначенные для размещения инженерных коммуникаций;
  • ларьки, магазины для дачников;
  • иные объекты инфраструктуры или линейные объекты, использующиеся товариществом.

Юридическое лицо будет уплачивать в муниципалитет земельный налог со всей принадлежащей ему территории. Членам товарищества придётся компенсировать этот налог из расчёта:

  • размера выделенного им персонального земельного участка;
  • соразмерной доли за земли общего пользования.

По регламенту за эту часть территории налог будет разделяться между всеми членами товарищества соразмерно доле владения индивидуальным наделом. Например, если у одного из владельцев сдвоенный участок, ему будет назначаться двойной налог за использование совместной территории.

Оспорить это решение правления товарищества можно только в суде, доказав, что собственник имеет автономный проход, подъезд и место установления инженерных коммуникаций. Во многих дачных хозяйствах такой регламент начисления налогов действует уже давно. Но с начала 2019 года он стал законом, который будет соблюдаться всеми юридическими лицами и выделившимися из их числа собственниками.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В остальном разделение участков в обозначенный период будет проводиться по уже имеющемуся регламенту, где существенную роль играют:

  • Проведение межевания с постановкой на кадастровый учёт вновь выделенных земельных участков и снятия с кадастрового учёта ранее существовавших участков.
  • Соблюдения минимальных размеров при разделе. Эти нормы устанавливаются местной администрацией и различны в разных регионах.
  • Соблюдение норм межевания: недопущение наложения границ, вклинивания границ участков друг в друга. Обязательно предусматривать наличие прохода и проезда к каждому участку.

Организация соблюдения указанных норм при разделе возложена на собственника и обязательно регулируется земельным отделом местной администрации.

Предоставление муниципального земельного участка в аренду

В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц. Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ. Процедура передачи арендных прав может происходить:

  • при участии в торгах;
  • без участия в торгах.

Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п. 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога. К таким случаям относится передача земельного участка:

  • Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
  • Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
  • Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
  • Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
  • Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.

В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения. В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.

Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.

Читайте так же:  Оформление машины по наследству

Другие изменения, актуальные на 2019 год

Законодательство также внесло коррективы, которые в текущем году вступят в силу, относительно нижеследующих факторов:

  • допустили образование временных населённых пунктов;
  • предусмотрели выдел земельных участков для расположения на них научно-технических центров;
  • внесли дополнения для особо охраняемых территорий;
  • ужесточили нормы несанкционированного использования земельных участков;
  • внесли новые положения о дачных домиках.

Теперь домики на фундаменте можно возводить только в пределах садовых товариществ. Если дачный посёлок относится к овощеводческому хозяйству, здесь можно возвести только некапитальное строение без фундамента, предназначенное для хознужд и временного пребывания. Нарушение этого регламента считается несанкционированным использованием участка и допускает применение норм статьи 7.1 КоАП РФ. В остальном остаются актуальными нормы предшествующих лет.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Последняя редакция Земельного кодекса РФ с комментариями в 2019 году

Автострахование

  • Видео (кликните для воспроизведения).

    Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Земельный кодекс РФ (ЗК РФ)

    «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ в редакции, действующей с 01.06.2019 года

    Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) действует со дня его опубликования (в «Российской газете», N 211-212) — 30.10.2001 года.

    За это время Кодекс претерпел существенные изменения. В ЗК РФ внесено множество изменений и дополнений.

    Земельное законодательство

    Земельное законодательство не представлено лишь Земельным кодексом.

    Приходится констатировать, что современное российское земельное законодательство, несмотря на наличие кодифицированного акта, остается по-прежнему несистематизированным.

    Кроме Земельного кодекса РФ, земельные отношения на федеральном уровне регулируются множеством Федеральных законов (Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ «О мелиорации земель» и многими другими). Кроме того, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов земельное законодательство представлено законами и иными актами субъектов Федерации.

    Участники земельных правоотношений

    Субъекты земельных отношений названы в статье 5 ЗК РФ. Это как российские граждане и юридические лица, так и иностранные.

    Указанная статья Кодекса в зависимости от объема прав на земельный участок выделяет следующие категории правообладателей земельных участков:

    • собственники земельных участков;
    • землепользователи (владельцы на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования);
    • землевладельцы (владельцы на праве пожизненного наследуемого владения);
    • арендаторы земельных участков – (владельцы по договору аренды, договору субаренды).

    Также выделяются обладатели сервитута – это лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

    Категории земель

    Земельный кодекс РФ регулирует отношения по семи категориям земель (статья 7 ЗК РФ), в отношении каждой из которых применяется свое правовое регулирование с учетом особенностей объектов, субъектов, режима и условий землепользования.

    О праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком

    С 01.03.2015 утратили силу следующие статьи ЗК РФ, посвященные некоторым вещным правам на земельные участки:

    • ст. 20 ЗК РФ «Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками»
    • ст. 21 ЗК РФ «Пожизненное наследуемое владение земельными участками»

    В настоящее время на данных титулах предоставление земельных участков физическим лицам не производится. Земельные участки, предоставленные лицам на таких титулах, могут быть переоформлены на право собственности или право аренды.

    Данные изменения в земельном законодательстве, однако, не означают, что уже возникшие вещные права на земельные участки, канули в лету и более не существуют в природе.

    Но приведенные нормы ГК РФ, как видим, отсылают к земельному законодательству.

    Обращаясь к земельному законодательству мы можем увидеть статью 39.9 ЗК РФ («Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование)».

    Что же касается права пожизненного наследуемого владения, то посвященных ему норм новая редакция Земельного кодекса РФ не содержит.

    Такое положение вещей, однако, не означает, что граждане, владеющие земельными участками, предоставленные им на праве пожизненного наследуемого владения, оказались в полном правовом вакууме. Вместе с тем, нельзя не отметить, что исключение указанных выше норм ЗК РФ создает некоторую правовую неопределенность.

    Переоформление прав на земельный участок на право аренды или собственность

    В статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» содержатся нормы о приобретении земельных участков в собственность или переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.

    В соответствии с п. 1 статьи 3 закона N 137-ФЗ, права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

    Сохраняется возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности бесплатно (п. 4 ст. 3 закона № 137-ФЗ).

    Итак, политика государства направлена на сокращение таких вещных прав на землю, как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования.

    В случае наличия спора о праве на земельный участок и возможности его передачи в собственность, спор разрешается в судебном порядке, что является довольно частным явлением в российской практике.

    Ниже представлен текст документа:

    «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.12.2018 N 471-ФЗ, вступившими в силу с 01 июня 2019 года (ред. 108)

    25 октября 2001 года

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Принят
    Государственной Думой
    28 сентября 2001 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    10 октября 2001 года

    Изменение Земельного и Лесного кодексов с 1 июня 2019 года

    Редакцию Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ с 1 июня 2019 года изменил Федеральный закон от 18.12.2018 N 471-ФЗ. Определены новые правила и порядок передачи лесных участков в безвозмездное пользование.

    Земельный кодекс

    Изменилась редакция статьи 39.1 ЗК РФ «Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Теперь ее нормами предусмотрено, что право на земельный участок возникает, в том числе, при предоставлении в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда.

    Лесной кодекс РФ

    Значительно изменилась редакция статьи 9 Лесного кодекса РФ , которая регулирует:

    • постоянное (бессрочное) пользование лесным участком;
    • ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут);
    • аренду лесного участка;
    • безвозмездное пользование лесным участком.

    В частности, определено, что право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, который предусмотрен гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ или другими федеральными законами. Уточняются права установления публичного сервитута в отношении таких земельных участков. Нормами статьи 24 ЛК РФ в новой редакции определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

    Читайте так же:  Дарение или завещание что выгоднее

    По нормам статьи 38 ЛК РФ использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) возможно:

    • с предоставлением или без предоставления лесного участка:
    • с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

    Конкретные условия определяет Правительство РФ. При таком использовании можно возводить на участках некапитальные объекты.

    Новой статьей 74.2 ЛК РФ установлено, что договор безвозмездного пользования лесным участком заключается на срок от 1 года до 5 лет, без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица в случае отсутствия сведений о заявителе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателе лесных насаждений.

    Еще одна новая статья 74.3 ЛК РФ регулирует порядок заключения типового договора безвозмездного пользования лесным участком, предусматривающего осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Определено, что такой договор должен утверждать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для каждого вида использования лесов.

    Кроме того, в Кодекс добавлена статья 74.4 ЛК РФ следующего содержания:

    [3]

    Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ.

    Статьей 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений добавлено установление правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, а также установление правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Также такие органы госвласти РФ уполномочены утверждать типовой договор безвозмездного пользования лесным участком.

    Геологическая разведка в лесу и другие поправки в ЛК РФ

    Новая редакция статьи 21 ЛК РФ предусматривает, что в лесу возможно строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Статьей 25 ЛК РФ определено, что к видам использования леса, в том числе, относится осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.

    Кроме того, нормы ЛК РФ приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, термин «временные постройки» заменили на термин «некапитальные строения, сооружения».

    Статья 32 ЛК РФ дополнена новым абзацем следующего содержания:

    Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие некапитальные строения, сооружения на предоставленных им лесных участках.

    По нормам статьи 35 ЛК РФ такие граждане также имеют право размещать в лесу некапитальные строения, а в соответствии с новой редакцией статьи 36 ЛК РФ такие объекты могут относится к охотничьей инфраструктуре, в том числе быть ограждениями.

    Также разрешено возведение некапитальных объектов на лесных участках в соответствии с новой редакцией статьи 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности. Нормами статьи 43 ЛК РФ определены условия и порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. В частности:

    • участки для этих целей могут быть предоставлены в аренду или в отношении них может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 ЛК РФ;
    • можно использовать леса в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства;
    • использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ .

    Земельный кодекс РФ 2019

    Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
    Статья 2. Земельное законодательство
    Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
    Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации
    Статья 5. Участники земельных отношений
    Статья 6. Объекты земельных отношений
    Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
    Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
    Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
    Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
    Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
    Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

    Статья 11.1. Утратила силу
    Статья 11.2. Образование земельных участков
    Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    Статья 11.4. Раздел земельного участка
    Статья 11.5. Выдел земельного участка
    Статья 11.6. Объединение земельных участков
    Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
    Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
    Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
    Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

    Статья 12. Цели охраны земель
    Статья 13. Содержание охраны земель
    Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами

    Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
    Статья 16. Государственная собственность на землю
    Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
    Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
    Статья 19. Муниципальная собственность на землю

    Статья 20, статья 21. Утратили силу
    Статья 22. Аренда земельных участков
    Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
    Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

    Статья 25. Основания возникновения прав на землю
    Статья 26. Документы о правах на земельные участки
    Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
    Статья 28, статья 29, статья 30, статья 30.1, статья 30.2, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34. Утратили силу
    Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
    Статья 36. Утратила силу
    Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков
    Статья 38, статья 38.1, статья 38.2, статья 39. Утратили силу

    Читайте так же:  Что такое разрешение на работу

    Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
    Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

    Статья 39.23. Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
    Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
    Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

    Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
    Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации
    Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности

    Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
    Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
    Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

    Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
    Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
    Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
    Статья 43. Осуществление прав на земельный участок

    Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
    Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
    Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
    Статья 48. Основания прекращения сервитута
    Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    Статья 50. Конфискация земельного участка
    Статья 51. Реквизиция земельного участка
    Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
    Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
    Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
    Статья 55. Утратила силу
    Статья 56. Ограничение прав на землю
    Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

    Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
    Статья 58. Утратила силу

    Статья 59. Признание права на земельный участок
    Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
    Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
    Статья 62. Возмещение убытков
    Статья 63. Утратила силу
    Статья 64. Рассмотрение земельных споров

    Статья 65. Платность использования земли
    Статья 66. Оценка земли

    Статья 67. Государственный мониторинг земель
    Статья 68. Землеустройство
    Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства
    Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков
    Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

    Статья 71. Государственный земельный надзор
    Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
    Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
    Статья 72. Муниципальный земельный контроль
    Статья 72.1. Общественный земельный контроль
    Статья 73. Утратила силу

    Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
    Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
    Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

    Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
    Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
    Статья 80. Фонд перераспределения земель
    Статья 81, статья 82. Утратили силу

    Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
    Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
    Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
    Статья 86. Утратила силу

    Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
    Статья 88. Земли промышленности
    Статья 89. Земли энергетики
    Статья 90. Земли транспорта
    Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
    Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
    Статья 93. Земли обороны и безопасности

    Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
    Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
    Статья 97. Земли природоохранного назначения
    Статья 98. Земли рекреационного назначения
    Статья 99. Земли историко-культурного назначения
    Статья 100. Особо ценные земли

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Статья 101. Земли лесного фонда
    Статья 102. Земли водного фонда
    Статья 103. Земли запаса

    Источники


    1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

    2. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

    3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
    4. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
    Последняя редакция земельного кодекса рф с комментариями в 2019 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here