Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Несоответствие ВРИ земельного участка и строения.

Понятием, очень тесно переплетающимся с понятием «вид разрешенного использования земельного участка» является понятие «вид разрешенного использования объектов капитального строительства».

В документах, определяющих назначение объекта, в графе «Назначение»,

объекта строительства — указывается основное назначение объекта, например: жилое, нежилое здание, производственное, складское, торговое помещение;

[2]

земельных участков -указывается категория земель и вид разрешенного использования.

Всего возможных видов разрешенного использования земельных участков, более 3000. Все они перечислены в классификаторе, который был установлен приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель (ст. 37 ГрК РФ).

 основные виды разрешенного использования;

 условно разрешенные виды использования земель;

Каждая из зон имеет свои виды разрешенного использования. Для граждан интересны только жилые и сельскохозяйственные зоны, так как именно они могут быть переданы в собственность.

Земельные участки, расположенные в жилых зонах, имеют следующие виды разрешенного использования:

ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);

ЛПХ (личное подсобное хозяйство);

ДНП (дачная застройка).

-Строительство возможно на каждом из таких участков. Однако есть существенные отличия.

Земельные участки, предназначенные для ДНП и ЛПХ, подразумевают возможности застройки не зависимо от требуемых габаритов. Но тут есть весомый минус – на таких участках очень сложно прописаться.

-Строения на землях ИЖС обслуживаются точно также, как и постройки городских поселений. Собственник вправе беспрепятственно здесь прописаться. Хоть и ограничений на габариты построек не предусмотрено, проект строительства необходимо будет согласовать с муниципалитетом. Минус участков ИЖС в повышенной налоговой ставке относительно земель ДНП.

Чтобы установить на своем участке дополнительный вид допустимого использования, необходимо пройти процедуру согласования с муниципалитетом и Комиссией по землепользованию и застройке. Это может потребоваться, например, если вы на своем участке, предназначенном для ИЖС, запланируете возведение торговой точки для сбыта мелкорозничного товара.

Вспомогательные виды разрешенного использования применяются для уточнения существующего целевого назначения. Такое дополнение может потребоваться при желании собственника построить на своем участке забора, гаража или другого некрупного объекта.

Последствия строительства на земельном участке не соответствующем виду разрешенного использования те же, что и для других случаев признания постройки самовольной:

  • Собственник не приобретает право на такую постройку (не может его зарегистрировать в Росреестре, продать или подарить здание);
  • Постройка подлежит сносу за счет лица ее осуществившего.

Признание права собственности на самовольную постройку, возведенную на не предназначенном для этого земельном участке возможно либо без определения назначения самой постройки, либо в случае приведения вида разрешенного использования в соответствие с назначением самовольного объекта.

Собственник земельного участка сам может выбрать вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории. Процедура выбора (изменения) вида разрешенного использования устанавливается градостроительным регламентом. Таким образом, если правила землепользования и застройки в вашем населенном пункте утверждены, целесообразно определиться с подходящим видом разрешенного использования до начала строительства.

Для того, чтобы вы могли на законных основаниях оформить свое строение на принадлежащем Вам земельном участке, назначение земельного участка должно соответствовать назначению объекта, который вы построили на нем.

Разрешенное использование земельного участка – это уточняющая характеристика, показывающая назначение территории. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенному виду разрешенного использования. Это необходимо для сохранения природных характеристик, присущих территории (например, участки национальных парков и.т.).

Штраф за использование земли не по назначению весьма существенный – до 1 % от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей. Штрафные санкции налагаются в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.

Кроме того, если на участке, разрешенное использование которого – постройка жилого дома, собственник разместил торговую точку, ему придется не только выплатить штраф, но и снести нецелевое сооружение.

Перед приобретением земельного участка стоит уточнить вид разрешенного использования земельного участка.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Использование земельного участка, вид разрешенного использования которого не соответствует измененному градостроительному регламенту

    Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018г.):

    6. Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Граждане обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления территориальной зоны городского наземного транспорта в отношении принадлежащего им на праве собственности земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», ссылаясь на противоречие нормативного правового акта положениям пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ. Полагали, что установление территориальной зоны городского наземного транспорта в отношении спорного земельного участка препятствует его эксплуатации в соответствии с указанным видом разрешенного использования.

    Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

    Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами — зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

    В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    Читайте так же:  Дарение доли собственности в квартире

    Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

    Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).

    Согласно пункту 2 части 3, подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.

    В данном случае на схеме размещения объектов транспорта местного значения генерального плана муниципального образования земельный участок административных истцов вошел в территорию, отраженную как магистраль общегородского значения регулируемого движения в связи с планируемым строительством мостового перехода через реку.

    Суд апелляционной инстанции согласился с суждением суда первой инстанции, что неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны городского наземного транспорта, в границы которой вошел спорный земельный участок, означало бы несоответствие нормативного правового акта генеральному плану города и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса.

    Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта сложившейся планировке территории и существующему землепользованию, а также о невозможности эксплуатации земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования были отклонены, поскольку генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

    При этом суд апелляционной инстанции отметил исходя из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса, что в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Несоответствие разрешенному использованию? Будьте бдительны!

    Решив приобрести домик «в деревне», который построен на участке, также находящемся в собственности у продавца, будьте бдительны и проверьте все документы. Кстати, «в деревне» я выделила специально, так как рассказать о подводном камне хочу на реальном примере, который имел место при сделке в отношении объекта находящегося в деревне Жуковка. Думаю, многим объяснять не нужно, что эта «деревня» находится в элитном поселении на Рублевском шоссе.

    Так вот, что касается проверки документов. Продавец должен представить вам все правоустанавливающие документы на продаваемые постройки и на земельный участок. Как правило, это Свидетельство о государственной регистрации права, план БТИ (кадастровый паспорт) и др.

    А теперь внимательно читаем, какое разрешенное использование земельного участка указано в вышеуказанных документах и какие постройки на нем возведены. В моем случае пытались продать земельный участок с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, при этом стояло на нем административно-хозяйственное здание (назначение: нежилое). Явное несоответствие разрешенного использования.

    Давайте разберемся, что при таком несоблюдении может грозить в дальнейшем.

    Административно-хозяйственное здание (назначение: нежилое), находящееся на земельном участке, построено не в соответствии с разрешенным использованием, указанным в Свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок, последний предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Соответственно, данный участок возможно использовать только для возведения жилых построек.

    Далее вам необходимо спросить у продавца, получал ли он разрешения органов местного самоуправления на постройку нежилого здания. В том случае, если необходимого разрешения получено не было, данное здание может быть признано самовольной постройкой, что, согласно п. 2 Ст. 222 Гражданского кодекса (далее — ГК РФ), повлечет снос здания.

    Согласно п. 1 Ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. При этом возведение объекта, являющегося самовольной постройкой, не влечет приобретения права собственности на этот объект, вне зависимости от того, произведена ли государственная регистрация права или нет.

    То есть, несмотря на то, что продавец имеет на руках Свидетельство о государственной регистрации права на здание, если возведенная постройка не соответствует разрешенному использованию земельного участка и при этом продавец не получал разрешение на строительство, выдаваемое органами местного самоуправления, такая постройка может быть признана самовольной и подлежит сносу.

    Однако если продавец получил необходимые разрешения на строительство на таком земельном участке именно нежилого помещения, то такая постройка не будет признана самовольной. Но и тут подстерегают законные неприятности.

    Так, использование земель не в соответствии с их целевым назначением влечет, согласно Ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях, наложение штрафа, размер которого различается в зависимости от того, кто является владельцем (юридическое лицо или физическое). Также согласно Ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением.

    Читайте так же:  Сведения о банкротстве юридического лица

    Таким образом, чтобы предотвратить возможные риски, при такой покупке необходимо запросить у продавца документ, изменяющий разрешенное использование земельного участка на фактическое его использование.

    Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом публичных слушаний по месту нахождения такого земельного участка.

    И только после того, как продавец предоставит вам документ, подтверждающий соответствие разрешенного и фактического использования земельного участка, можете смело совершать сделку. Но все-таки не забудьте посмотреть при получении Свидетельства о государственной регистрации права, в котором будет указано, что собственником теперь являетесь вы, чтобы разрешенное использование стояло новое, а не было по случайности (к сожалению, регистрирующие органы многим грешат) указано старое..

    Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков

    Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

    Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

    Основные выводы Обзора:

    1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

    Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

    2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

    • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
    • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

    3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.

    4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

    Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

    5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

    7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
    Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

    Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

    При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

    Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка

    Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    В обоснование своих требований заявитель указал, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050330:762, Общество обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просило орган местного самоуправления осуществить изменение вида разрешенного использования земельного участка с вида «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» на вид «5.2 Природно-познавательный туризм». Администрация отказала в изменении вида разрешенного использования земельного участка, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.

    Недавно Верховный Суд рассмотрел дело № А40-31402/2017, в рамках которого, направив дело на новое рассмотрение, указал нижестоящим судам, что строительство гостиницы (объект капитального строительства — двухподъездное, четырехэтажное здание с подвальным этажом площадью застройки 240 кв. м.) на земельном участке с видом разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства, может свидетельствовать о самовольном характере такой недвижимости.

    Сайт об экологии Селигерского края

    В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
    Правовая категория «вид разрешенного использования» является одной из гарантий прав пользователя земельным участком, а также эффективным способом защиты земли как особо ценного природного объекта, основы жизни и деятельности человека [1, С.139]. В связи с этим данный институт требует тщательного правового регулирования, что на современном этапе развития российского законодательства довольно проблематично.

    Читайте так же:  Регистрация недвижимости по наследству

    Для получения услуги необходимо авторизоваться как юридическое лицо

    Изменения вида разрешенного использования земельного участка – процедура, которая нередко требуется для строительства загородного дома или дачи. На первый взгляд, процесс непростой, но в этой статье мы подробно разберем, как происходит изменение разрешенного использования земли, в каких случаях это допустимо, какие потребуются документы и действия.

    В соответствии со статьей 37.1 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.

    В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

    Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Бесплатная консультация юриста

    Согласно положениям Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

    Как мы знаем, объект недвижимости на момент возведения должен соответствовать различным требованиям, в первую очередь, земельного и градостроительного законодательства (правилам землепользования и застройки; градостроительным и строительным нормам и правилам и т.п.).

    В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования. Градостроительный кодекс конкретизирует данное положение и устанавливает, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Однако разрешение на условно разрешенный вид использования выдается органом местного самоуправления.
    Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений – Минэкономразвития России.

    Согласно законодательству, все земли разграничены на территориальные зоны. Их перечень, в частности, содержится в Земельном и Градостроительном кодексе РФ.
    Помимо этого, Экономколлегия указала, что проведение судебной экспертизы по данной категории споров является обязательным, в частности, для определения соответствия возведенного здания виду разрешенного использования земельного участка.

    Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента и работников Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр недвижимости» рассматриваются руководителем Департамента или уполномоченным заместителем руководителя Департамента.Это обусловлено тем, что условно разрешенный вид использования является видом разрешенного использования, не предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны или подзоны, исключением из общего правила [2, С.588].

    Что такое основные и условно разрешенные ВРИ?

    Не установлен плагин КриптоПро. Перейти к установке?

    К решению вопроса правового режима «вида разрешенного использования» законодатель подходит следующим образом. Основным источником правового регулирования является Градостроительный кодекс Российской Федерации, устанавливающий три вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные; условно-разрешенные; вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
    ЗК) земли делятся по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Разрешенное использование земельных участков: вопросы установления и изменения // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 62 – 67.

    Однако, устанавливая общие положения о виде правового режима, законодатель наделяет органы местного самоуправления обширными полномочиями в этой сфере, откуда вытекает их особая роль. Так, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства осуществляет местная администрация на основании результатов проведенных публичных слушаний. Кроме того, создание комиссий и проведение публичных слушаний также возлагается на местный исполнительно-распорядительный орган.

    В указанных случаях суды, как правило, все-таки отказывали правообладателям земельных участков в удовлетворении их требований, но уже по другим основаниям (например, в связи с неодобрением изменения вида разрешенного использования на публичных слушаниях либо даже просто со ссылкой на то, что решение данного вопроса находится в компетенции органа местного самоуправления и потому полностью зависит от его усмотрения).

    Классификатор видов разрешенного использования утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее – Приказ № 540). Он определяет виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления в силу указанного приказа.
    Значение правил землепользования и застройки и документов территориального планирования в регулировании правового режима земель населенных пунктов // Российская юстиция. 2013. № 6. С. 8 – 11.

    Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований.

    ГК о признании права собственности на объект самовольного строительства, и создает предпосылки для удовлетворения судом иска о признании такого объекта самовольной постройкой и приведение его в соответствие с установленными требованиями.

    В то же время такое разграничение не подразумевает, что все земельные наделы, входящие в состав какой-либо категории земель, могут использоваться только согласно их первоначальному назначению. Это в первую очередь объясняется тем, что структура некоторых категорий земель неоднородна. Категории в свою очередь делятся на виды и подвиды.

    Читайте так же:  Прописка для детского сада нужна ли и как сделать временную регистрацию для поступления

    Раздел земельного участка с видом разрешенного использования, который не соответствует действующим правилам землепользования и застройки

    Имеется земельный участок, для которого установлен вид разрешенного использования «для эксплуатации индивидуального жилого дома».

    Такой вид использования на земельный участок был установлен при его передаче в аренду собственнику жилого дома. Позднее, земельный участок был выкуплен у муниципалитета. Вид использования остался прежний.

    В настоящий момент, собственник хочет разделить земельный участок, однако сталкивается с правовыми препятствиями для этого, поскольку по общему правилу вид разрешенного использования должен соответствовать действующим правилам землепользования и застройки (далее — ПЗС). Это установлено ч.1, ч.3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) и п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ).

    Важный, на мой взгляд, момент — вид разрешенного использования установлен до принятия ПЗС.

    Я считаю, что несоответствие разрешенного вида использования не должно препятствовать разделу земельного участка, и на образуемые при его разделе земельные участки должны быть установлены аналогичные виды разрешенного использования — «для эксплуатации индивидуального жилого дома».

    Обоснование моей позиции:

    Разделяемый земельный участок имеет особый режим использования, предусмотренный ч.8 ст. 36 ГрК РФ, в соответствии с которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Аналогичное правило закреплено и в ч.4 ст. 85 ЗК РФ, в соответствии с которой земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

    — виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

    — их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

    Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

    Согласно статье 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Федеральными законами не установлено исключение, которое применяется к разделяемому земельному участку. Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации — раздел земельных участков, при котором вид разрешенного использования образуемых земельных участков отличается от вида разрешенного использования исходного земельного участка, как правило, не допускается. Исключение составляют случаи специального правового регулирования (строительство олимпийских объектов, объектов чемпионата мира по футболу и т.п.) (письмо Минэкономразвития России от 18.10.2013 N Д23и-5110 – приложение №7).

    В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.

    Правовая позиция о том, что несоответствие видов разрешенного использования разделяемого земельного участка и образуемых из него земельных участков, действующему градостроительному регламенту, не препятствует государственному кадастровому учету при разделе такого участка также подтверждается письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 18.03.2014 N 10-0878-КЛ «Для сведения и возможного учета в работе». В данном письме рассматривалась ситуация полностью аналогичная настоящему делу.

    С учетом указанного, произвести такой раздел возможно и это не противоречит действующему законодательству.

    Однако, Федеральная кадастровая палата (ее территриальное управление) (далее — ФКП) посчитали иначе. Несмотря на то, что все вышеописанное было указано в приложении к межевому плану — «Заключение кадастрового инженера», ФКП приостановило кадастровый учет по заявлению собственника земельного участка со следующей мотивировкой:

    «Вид разрешенного использования образуемых земельных участков, приведенный в
    межевом плане, не соответствует основным и вспомогательным видам разрешенного
    использования, установленным градостроительным регламентом территориальной зоны»

    В настоящий момент это решение обжалуется в рамках административного производства по КАС РФ.

    Хотелось бы узнать мнение коллег, которые сталкивались с подобными делами, когда вид разрешенного использования ЗУ не соответствует ПЗС. Буду рад и признателен за любые комментарии, вопросы, а также ссылки на судебную практику (как положительную по теме публикации, так и отрицательную).

    Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году

    Земельный участок обладает особой ценностью среди прочего возможного имущества. Важно понимать, что при оформлении недвижимости в собственность на хозяина накладывается определенные обязательства, связанные с целевым использованием приобретенной площади.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    [1]

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Важно понимать нюансы допустимой деятельности и тонкости возможных изменений, так как наказание может иной раз приобретать значительные суммы.

    Определение понятий

    В положениях статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельного участка устанавливается на основании принадлежности к той или иной группе и статуса к эксплуатации. В приказе Минэкономразвития РФ № 540 в точности определяются наименования категорий разрешенного использования и варианты, в соответствии с которыми является возможным использование земли.

    С начала 2015 года все подобные виды рассматриваются и утверждаются лишь Классификатором. До этого такую власть могли применять и органы местного самоуправления. Но вследствие их деятельности произошло существенное расширение вариантов по содержанию правовых режимов в отношении земли, что повлекло за собой возникновение неточностей и путаницы.

    Узнайте здесь, как зарегистрировать земельный участок в собственность.

    Читайте так же:  Разрешение опеки на покупку квартиры в ипотеку

    Нормы закона о нарушении вида разрешенного использования земельного участка

    Статья 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ определяет основные моменты, касающиеся нарушения вида разрешенного использования земельного участка.

    Для рассмотрения общих положений о недвижимости и возможных нюансах стоит обратиться к актуальным положениям Земельного кодекса РФ.

    Какая грозит ответственность

    Что касается наказаний за совершение нарушения вида разрешенного использования земельного участка, то они опираются на регламент статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

    По положениям данных актов в случае несоответствия деятельности владельца участка, назначение которого основывается на сельскохозяйственном секторе, на него возлагаются следующие последствия:

    Физическое лицо Обязано уплатить штраф от 0,5 до 1% кадастровой стоимости. При этом совокупный размер не может быть менее 10 тысяч рублей.
    Должностные лица Для них такая сумма повышается – от 0,5% до 1,5%, минимальная сумма – 20 тысяч рублей.
    Юридические лица Их привлекают к ставке от 1,5 до 2%, но как минимум – 100 тысяч рублей.

    Помимо финансового взыскания, виновнику предоставляется предписание, в котором отражены основные пункты требований, устанавливающих обязательство привести земельные участки в первоначальный вид – на данную операцию отводится ограниченный период.

    Наказание за рецидив

    Не для всех виновных лиц считается достаточным первое взыскание – многие нарушители повторно с полным осознанием последствий идут на противоречие с законом.

    В таких ситуациях законодательством предусмотрена повышенная мера наказания:

    Физические лица Привлекают к уплате штрафа от 20 до 50 тысяч рублей.
    Должностные лица Должны уплатить от 100 до 200 тысяч рублей.
    Организации Ставка в данном случае уже достаточно значительна – от 200 до 400 тысяч рублей.

    Стоит учитывать, что подобные меры взыскания являются актуальными не только в случае повторной реализации нарушения, но и при игнорировании решения административных органов.

    Дополнительно при возникновении рецидива и получении повторного предписания нужно понимать, что нарушение закона в третий раз будет рассматриваться уже в ходе судебного разбирательства.

    В таком варианте развития событий с виновного будут стребованы все невыплаченные суммы штрафов с учетом процентов за несвоевременный взнос. Что касается доведения земельного участка до первоначального вида, то данные работы выполняются за счет средств собственника ЗУ в принудительном порядке.

    Судебная практика

    Судебная практика по делам о несоответствующей законам реализации земельного участка обладает достаточно противоречивыми свойствами. Подобное связано в первую очередь с тем, что истцам зачастую сложно обеспечить разбирательство необходимыми доказательствами по факту выявленных нарушений (как пример: участок, предназначенный под ИЖС, используется для получения предпринимательской прибыли).

    Общество подало исковое заявление в суд для того, чтобы оспорить решение администрации о наложении на него штрафа в размере 40 тысяч рублей. Привлечение к ответственности было произведено по причине наличия на участке, предназначенном под сельскохозяйственные нужды, сорной травы.

    Необходимость иска общество объяснило тем, что земля была приобретена в октябре, когда проведение с/х деятельности сильно затруднено. Также в соответствии с Федеральным законом № 101 двухлетний период на освоение земель не истек.

    В ходе анализа предоставленных обществом материалов сотрудники судебных органов отказали истцу в возбуждение дела. Такое решение основывается на том, что безынициативность общества отразилась в игнорировании правил по улучшению почв и обеспечению выполнения мероприятий по поддержанию качественного статуса площади.

    При рассмотрении дел, касающихся непосредственно понятия «нецелевое использования», можно сказать, что в данной сфере также нет общепринятых норм.

    К примеру, один суд определяет целевое пользование как непротиворечивое задачам его приобретения. Иной же в первую очередь определяет допустимость небольших изменений – главное, чтобы направление работ происходило в рамках установленной цели. Как итог: какого-либо существенного основания для привлечения к административной ответственности нет.

    Так, фирма смогла опровергнуть административное решение о привлечении к ответственности. Такая возможность стала доступной по причине того, что компания приобрела участок под строительство мотеля, но в итоге было возведено офисное здание с вышкой. Судебные органы вывели, что это является несущественным изменением, поэтому не считается противоречащим общему направлению использования земель поселения.

    [3]

    Так, предприниматель получил землю под осуществление застройки многоэтажными зданиями с соответствующим градостроительным планом. Но вместо них были возведены объекты недвижимости коммерческой направленности. Незамедлительно последовало наложение административной ответственности и штрафа.

    Предприниматель решил обжаловать санкции должностных лиц путем подачи искового заявления в суд с указанием того, что возведенные магазины выполняют роль вспомогательных объектов для обеспечения комплексности при построении жилых зданий. Однако судебные органы при рассмотрении дела пришли к выводу, что данный аргумент не считается достаточно убедительным, поэтому освобождение от ответственности истец не получил.

    Итак, использование земельных участков в России не по назначению является противоправным действием, поэтому ответственное лицо будет привлечено к штрафным санкциям. Также стоит понимать, что является недопустимым и неиспользование полученной площади по установленным направлениям (будь то сельскохозяйственное предназначение или требования по улучшению состояния земель).

    Читайте далее, как зарегистрировать земельный участок в собственность.

    Также мы расскажем, как оформить в собственность бесхозный земельный участок.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
      • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    Видео (кликните для воспроизведения).

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Источники


    1. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

    2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.

    3. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
    4. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
    5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
    Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here