Как работают аварийные комиссары

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Как работают аварийные комиссары". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Помощь или обман: как работают аварийные комиссары

В республике на сегодняшний день их существует немалое количество. Предприимчивые дагестанцы живо подхватили эту бизнес-идею. Аваркомов можно разделить на две категории. Первые работают строго с бумагами, сопровождая дело от ДТП до выплаты водителю денег. Вторые же – напрямую со страховыми компаниями, приезжая на место по зову диспетчера страховой.

В чем разница? В том, что первые за свои услуги берут символическую плату, а вторые не берут ничего. Но это только на первый взгляд…

Схему работы аварийных комиссаров мы продемонстрируем на реальном примере, о котором нам рассказал владелец автомобиля Руслан.

«В пробке на проспекте Акушинского в заднюю часть моего авто («Лада Приора») въехала иномарка. Ругаться не стали, а просто позвонили в страховую компанию, где нам предложили подождать аварийного комиссара. Были очень удивлены, что ждать пришлось не более 30 минут (раньше ожидание составляло по нескольку часов). Молодой парень быстро сфотографировал место ДТП, освободил проезжую часть, заполнил извещение о ДТП, собрал с нас объяснительные и сказал явиться в офис страховой компании на следующий день.

В офисе мы прождали около 20 минут, пока приемщик сфотографирует наши автомобили повторно. Затем выяснилось, что фотографировать не нужно совсем. Я с виновником ДТП уехал, а через неделю получил выплату на руки, 15 тысяч рублей. И, учитывая, что ремонт бампера и багажника обошелся мне в 7 тысяч, остался еще в плюсе», – рассказывает автолюбитель.

И это не единственный случай. Проведя беглый опрос в социальных сетях, мы выяснили, что большая часть из тех, кто столкнулся с аваркомами, остались довольны размером выплат и качеством работы. Так кто же они – аварийные комиссары, и стоит ли с ними работать – «МИ» решили разобраться.

Сами аваркомы не видят ничего зазорного в том, чтобы взять с клиента символическую плату за услуги. В конце концов время – деньги. Но в их работе смущает то, что они, предлагая воспользоваться услугами, играют на страхе шокированных водителей. Страхе, в первую очередь, перед бумажной волокитой.

«ДТП – это определенного рода стресс, и в таком состоянии многие водители упускают очень важные детали, которые могут повлиять как на саму выплату, так и на полноту возмещения ущерба, – рассказывает представитель одной из подобных организаций Рустам Абдурахманов. – Мы же фиксируем все как положено, чтобы у страховых компаний не было сомнений в подлинности представляемой информации.

Да, за свою работу мы берем плату в 2000 рублей. В нее входит работа комиссара и сопровождение дела от начала до конца, пока человек не получит те деньги, которые положены ему по закону. Других расходов за нашу работу он не осуществляет. То есть он заплатил вначале – и все».

Но что делать, если выплата страховщиков окажется недостаточной? По словам Абдурахманова, выход есть и из этой ситуации.

«Если пострадавшему клиенту недостаточно выплаченных средств, он обращается к независимому эксперту, приносит нам заключение, и мы отправляем досудебную претензию в страховую компанию. Если там нам не идут навстречу, то мы обращаемся уже в суд».

А что с ответственностью комиссара? По словам нашего собеседника, клиент по желанию может подписать договор об ответственности.

«Мы можем подписать договор с водителем. В принципе готовые бланки у нас есть всегда. Но, учитывая нелюбовь дагестанцев к бумажной волоките, никто этого не делает. Все хотят, чтобы мы приехали, сняли копию документов, чтобы забыть о ДТП до выплаты компенсации. Но если по нашей вине было отказано в выплате, то мы можем возместить ущерб за свой счет. Ответственность мы несем полную».

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР – В МЫШЕЛОВКЕ

Но у водителей есть и другой выбор – позвонить в страховую компанию, которая отправит на место «своего» аварийного комиссара (оговоримся, что подобные есть не у всех). И тут все происходит ровно так, как было описано в истории автолюбителя Руслана.

Не требуя с автовладельца денег, такие комиссары утверждают, что работают бесплатно. Но это не так. Суть схемы такова: аффилированные с некоторыми страховыми компаниями предприятия таким образом зарабатывают деньги. Комиссар просто приезжает на ДТП, оформляет все как положено и предлагает пострадавшему лицу деньги наличными. Естественно, водителя все устраивает, ведь он получает больше, чем рассчитывал получить, да еще и «на руки». Больше, чем рассчитывал, но… меньше, чем может получить.

Наши источники утверждают, что подобные комиссары в сговоре со страховыми компаниями получают на 20, а то и 30 процентов больше, чем выплатили водителю. Вот вам и заработок. Формально это обман, но обман взаимовыгодный.

И если в первом случае аварийный комиссар берет деньги у водителя, то во втором – он получает деньги за работу непосредственно у страховой компании, представляя при этом ее интересы. Что, несомненно, лучше – после аварии потерпевший звонит в страховую компанию (свою или виновника), та в свою очередь отправляет на место комиссара, который удостоверяет факт ДТП и собирает все необходимые документы для выплаты компенсации. Если ущерб от происшествия ниже 50 тысяч рублей и споров нет, то можно даже обойтись без вызова ДПС. В принципе это и есть европротокол, но проблема в том, что страховщики видят в каждом водителе, самостоятельно оформившем ДТП, мошенника, который хочет заработать на подставе или перекидке. А тут у них есть свидетельство от собственных комиссаров о том, что авария действительно была.

ПОПРАВКИ В ЗАКОН ОБ ОСАГО

Но в этом году деятельность автоюристов и аварийных комиссаров может оказаться под вопросом. Касается это, в первую очередь тех, кто делал бизнес на выплатах от страховых компаний. В скором времени может случиться так, что автоюристы, перекупающие доверенность на право ведения страховых дел, останутся у разбитого корыта.

Дело в том, что даже после увеличения тарифа, убыточность по ОСАГО, согласно данным РСА (Российский союз автостраховщиков), составляла 90%. Но сегодня на фоне активизирующихся автоюристов она снова растет и в некоторых регионах достигает даже 300%. Поэтому Банк России и Минфин РФ затеяли реформу, согласно которой страховщики будут возмещать ущерб не деньгами, а ремонтом, то есть направлять автомобили в собственные сервисы.

Читайте так же:  Как приватизировать квартиру самостоятельно

Однако поправки, которые могут вступить в силу уже в марте текущего года, имеют множество недоработок. Так, например, автовладелец сможет выбирать только из тех автомастерских, с которыми у страховщика заключен договор. Но неизвестно, какие требования будут предъявляться к автосервису. Не в пользу автомобилистов может измениться и срок, в течение которого он получит компенсацию. Помимо 20 дней, которые есть у страховой компании на рассмотрение дела, ЦБ предлагает ввести еще 30 дней на ремонт, в которые к тому же не входят выходные и праздники. И это еще неполный список недостатков.

Руководитель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев в разговоре с корреспондентом «МИ» отметил полезность аварийных комиссаров для водителей: «Это просто организации, которые накопили определенные знания в юридическом поле. Я против тех, кто работает нечисто, вытягивая из страховых компаний деньги. Каждый водитель может выбирать, работать ему через аварийного комиссара или нет, услугу никто не навязывает. Мне, например, легче довериться профессионалу, даже несмотря на то, что с меня за это берут деньги. Зато я экономлю свое время и нервы».

При этом Набиев раскритиковал новые поправки в закон об ОСАГО.

[2]

«С принятием этого закона у страховых компаний появится много лазеек, чтобы оставить водителей без квалифицированных услуг. Мы (водители), заключая договор, выплачиваем деньги, так почему меня при страховом случае должны заставлять чиниться в непонятной автомастерской? Я сам должен решить, где и как буду ремонтировать свою машину», – считает он.

P . S . Конечно, мы не станем советовать читателям в случае ДТП обязательно обращаться к аварийным комиссарам. Куда лучше будет подтянуть уровень собственной правовой грамотности и научиться оформлять европротокол. Но если все-таки вы решили прибегнуть к квалифицированной помощи юристов, заключайте договор на оказание комиссаром услуг, чтобы впоследствии можно было предъявить претензии (судебные в том числе) по невыполненным обязательствам.

Откровения аварийных комиссаров. Как нас обманывают при оформлении ДТП

Искать автоюристов далеко не нужно: сегодня практически у каждой страховой компании есть свои аварийные комиссары. Это преподносится клиенту как дополнительная услуга, а их визитки выдаются клиентам вместе с полисом. Кто и как обманывает автомобилистов при оформлении ДТП, разбирался «АиФ-Челябинск».

Ради выплат выкупают автомобили

«Месяц назад я попал в аварию, — рассказал челябинец Станислав С. – За мной в пробке ехал парень и немного зазевался, чуть поцарапал мне бампер. Я вызвал аварийного комиссара из своей страховой, он всё оформил и предложил мне обратиться в некий так называемый центр страховых выплат, чтобы ускорить процесс возмещения ущерба. Я так и сделал. Там провели независимую экспертизу, за которую я заплатил 1 тыс. рублей. Ущерб оценили в 25 тыс. рублей. Мне предложили 15 из них и меня это устроило. Деньги дали уже через два дня, как только была готова справка из ГИБДД».

«Уверен, что аварийных комиссаров и автоюристов, занимающихся подобными делами, называют «чёрными автоюристами» совершенно огульно, — поделился мнением челябинский правозащитник, автоюрист Юрий Панченко. – Никакие они не чёрные, потому как работают на законных основаниях. Неужели страховые компании у нас белые и пушистые? Я в 2005 году сам попал в ДТП и пробовал разобраться с методиками расчёта ущерба. На ту пору их существовало порядка пяти и все разные. Что интересно, по любой из методик можно было завысить или занизить сумму ущерба. И до 2010 года много было таких случаев, когда страховые занижали суммы выплат не то что вдвое, а в десять раз! Очень много было волокиты. Всё делалось для того, чтобы участники ДТП вообще не обращались за мелкими выплатами. И даже хорошо, что появилась сила, противодействующая страховщикам!»

Нечистые на руку

Справедливости ради стоит заметить, что не все автоюристы и аварийные комиссары работают чистоплотно.

«Есть юристы, которые заявляют виновному участнику ДТП, что помогут доказать ему его невиновность и добиться выплаты ущерба от страховой, — говорит замначальника УГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – Клиент, уверовав во всемогущего автоюриста, заключает с ним договор, платит и ждёт. Тот же подаёт жалобу в ГИБДД, мы её рассматриваем, понимаем, что решение не меняется, и отказываем в удовлетворении жалобы. Дальше юрист идёт в суд. Изначально зная, что проиграет это дело, он демонстрирует клиенту бурную деятельность. Суд жалобу не удовлетворяет, участник ДТП остаётся ни с чем. Получается, что юрист своё дело делал, подавал жалобы. Мошенничества как такового здесь нет, это просто способ зарабатывания денег. Хорошо, если автовладелец юридически заранее почитает судебные решения по аналогичным ДТП и сделает вывод, стоит обжаловать заключение ГИБДД или нет».

Участникам ДТП, попавшим в руки недобросовестных автоюристов и введённым в заблуждение, помочь крайне затруднительно, а чаще всего невозможно. Важно внимательно читать договор, который предлагается заключить.

«Обычно в договоре на оказание юридических услуг есть пункт, который обязывает заказчика в случае расторжения договора в одностороннем порядке оплатить неустойку, а это, как правило, серьёзные деньги – от 7 до 30 тыс. рублей, — констатирует факт директор службы аварийных комиссаров Павел Кошкин. — То есть подписал договор и уже должен. Должен в любом случае. Между тем не всегда обязательства, наложенные автоюристом на гражданина, правомерны, иной раз встречаются совсем абсурдные вещи. Так, однажды, к нам обратился клиент, который был виновником ДТП. Юрист, работающий с ним, запудрил ему мозги, заставил поверить, что ему, виновнику, должны. Тот оплатил независимую экспертизу и пришёл в страховую за выплатой. А над ним, получается, просто посмеялись. Хотя, не исключено, что юрист был просто неграмотный, действовал непрофессионально».

«У нашего сотрудника одна задача – объективная фиксация всех обстоятельств ДТП, — продолжает замдиректора службы Константин Кошкин. — Некоторые считают, что с аварийным комиссаром можно договориться и совершить подлог, добавить машине повреждений при оформлении ДТП или вообще оформить несуществующее ДТП, найти свидетелей, которые якобы что-то видели… Многим такие аварийные комиссары даже более понятны и предпочтительны. Ещё на этапе обучения мы предупреждаем своих будущих сотрудников, что со стороны виновников ДТП обязательно будут попытки подкупить. За 12 лет существования фирмы я помню два случая, когда комиссары пошли на сговор с клиентами. В первом случае человек не работал уже через сорок минут, во втором обман был раскрыт не сразу, но с теми же последствиями».

Читайте так же:  Кредитная задолженность как узнать

Способы заработать

Оказывается, способов построить бизнес на ДТП великое множество.

«Есть такие дельцы, которые покупают авто, страхуют его, а затем машина начинает попадать из аварии в аварию, — рассказывает Щербинин. — Владелец же то и дело получает страховые возмещения. Собственно, тем и живёт. Некоторые повреждения, словно грим у актёра, наносятся искусственно, наклеиваются царапины, трещины. Иногда владельцы двух одинаковых авто действуют в сговоре: переставляют с машины на машину битые элементы, подстраивают ДТП, идут в страховую и получают страховые выплаты. От таких схем мошенничества должно избавить натуральное возмещение ущерба по ОСАГО, когда по новым полисам вместо денежных выплат будет предложен ремонт в автомастерской. Но, полагаю, и тут дельцы найдут способ заработать. Например, автосалон, с которым заключен договор у страховой, будет находить в ходе ремонта дополнительные повреждения и выставлять дополнительные счета страховщику. Полученные же дополнительные средства будут делиться между автовладельцем и автомастерской».

Другие умудряются зарабатывать на постановлении Конституционного суда.

«Не так давно Конституционный суд решил, что разницу между суммой страховой выплаты и суммой, которую потерпевший участник ДТП должен получить, чтобы полностью покрыть ущерб, должен выплачивать виновник аварии, — объяснил Юрий Панченко. — Срок давности по таким делам – три года. Некоторые автоюристы находят способ получить от страховщиков сведения о таких неполностью покрытых ДТП, приходят к пострадавшим и по договору уступки выкупают у них право взыскания разницы с виновника. Поэтому сейчас те, кто три года назад стал виновником ДТП, вынуждены доплачивать пострадавшим. Грубо говоря, авария случилась три года назад, ущерб пострадавшего был оценён в двести тыс. рублей, а страховая заплатила сто. Автоюрист приходит к пострадавшему, предлагает ему 50 тыс. рублей, предлагает подписать договор уступки, а сам потом идёт в суд и взыскивает в виновника 100 тыс. рублей. То есть получает прибыль двести процентов».

Реально ли вернуть права?

Некоторые автоюристы зарабатывают на возвращении водительских прав лишённым. При этом в объявлениях они обычно пишут, что всё делается «на законных основаниях». Стоит это недёшево – как минимум 10 тыс. рублей. Плюс 1,5 тыс. рублей за оформление доверенности у нотариуса, чтобы делом занимался только юрист. Занимает процесс возврата прав порядка двух месяцев. Первым делом юрист уточняет у водителя, которого лишили прав, был ли он уже в ГИБДД. Если был, это существенно осложняет дело. Если нет, то шансов вернуть права гораздо больше.

«Прав лишают за управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования, превышение скорости, выезд на встречную полосу или если скрылся с места ДТП, — перечисляет Алексей Горшков. – Кроме того, лишается прав водитель, ставший виновником ДТП с пострадавшими. Кто и каким образом за все перечисленные прегрешения может вернуть права, да ещё и на законных основаниях, мне не известно. Не исключаю, что используются мошеннические схемы. Скорее всего, это уже поле для работы ОБЭП».

«Права можно вернуть, если удастся доказать, что нарушения не было как такового, — комментирует челябинский автоюрист Лев Воропаев. – Сегодня нередки ситуации, когда при незначительном ДТП два водителя полюбовно решили расстаться, один признал свою вину, дал второму какую-то сумму наличкой за царапины-вмятины, получил расписку, и они разъехались. Однако впоследствии потерпевший заявляется в ГИБДД, жалуется, что попал в ДТП, а второй участник с места аварии скрылся. Самое досадное, что расписка не является доказательством того, что водители урегулировали ДТП в рамках ПДД. Обязательно нужно составлять либо европротокол, либо документ, где оба водителя подтверждают, что в оформлении данного ДТП они не нуждаются, у них нет такой необходимости. Только тогда ДТП считается урегулированным».

В ГИБДД подтвердили, что прецеденты, когда участники ДТП обращаются повторно, действительно случаются.

«Бывает, что люди сначала были согласны со своей виной, а потом передумали и пишут нам жалобы, — признаётся Горшков. — Тогда мы рассматриваем схему ДТП еще раз. А может вдруг объявиться очевидец с видеозаписью, подтверждающей невиновность обратившегося. И, конечно, это будет иметь значение».

Как вести себя, попав в аварию?

По наблюдениям автоюристов, после введения ОСАГО в 2004 году участники ДТП стали вести себя намного спокойнее. Все понимают, что есть независимый регулятор – Закон об ОСАГО, и есть страховые компании, которые обеспечивают выплаты. Даже если между участниками ДТП разгорелся конфликт, сгладить его как раз помогает прибывший на помощь аварийный комиссар.

«Да, бывает, что комиссар оформляет ДТП неправильно, идя на поводу у одного из участников и явно защищая его интересы, — подтверждает Лев Воропаев. — Мне известен случай, когда действуя в сговоре со знакомым комиссаром, автовладелец, спровоцировавший аварию, умудрился снять с себя вину, приписав её невиновному. Если вы понимаете, что виноваты не вы и что второй участник ДТП с аварийным комиссаром пытаются вас «подставить», вызывайте сотрудников полиции. Принимайте меры для обстоятельной фиксации аварии, записывайте телефоны свидетелей, ищите очевидцев с видеорегистраторами. Если не сделаете этого на месте, потом это будет сделать крайне затруднительно или вообще невозможно. Попал в ДТП – приготовься тратить время!»

Сказать легко, но для большинства автовладельцев авария – огромный стресс. Что делать, попав в ДТП? Как себя вести?

[3]

«Первым делом нужно успокоиться и принять ситуацию, которая уже произошла, — советует Александр Щербинин. – Затем, даже если всё очевидно, нужно максимально зафиксировать все обстоятельства и последствия произошедшего. И не торопитесь переуступать кому-либо своё право требования страховой выплаты или продавать авто. Лучше посоветоваться со знающими людьми и принять решение в течение двух-трёх дней в спокойной обстановке. Может быть, лучше немного подождать и получить в два раза больше, чем согласиться на предложение обманщиков и получить лишь малую толику того, что причитается по праву. Обращаясь за помощью к кому бы то ни было, не теряйте бдительности. Будьте крайне осторожны при подписании любых документов».

Читайте так же:  Как составлять исковое заявление

Кто такой аварийный комиссар

На самом деле, служба аварийных комиссаров в Российской Федерации еще только начала переживать этап своего развития. Именно по этой причине большинство автомобилистов не только не сталкивались с работой этих специалистов, но даже не подозревают об их существовании, ведь они вызываются только на ДТП.

Те же автолюбители, которым удалось столкнуться с работой аварийных комиссаров на практике, разделились на два лагеря. Некоторых из них считают, что это нужные помощники, другие же относятся к этому так, что оформление ДТП возможно и без этого специалиста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кто же такой аварийный комиссар и зачем приглашать его на аварию?

Кто такой аварийный комиссар

Под аварийным комиссаром подразумевается физическое или юридическое лицо, предоставляющее услуги страховщику или водителю транспортного средства. Услуги такого специалиста требуется для того, чтобы у заказчика была возможность защитить свои моральные и материальные интересы после дорожно-транспортного происшествия.

Когда может помочь аварийный коммисар

Каждый автолюбитель, который стал участником дорожно-транспортного происшествия, должен правильно оформить ДТП с юридической точки зрения.

Однако водители, зачастую, не могут справиться с этим самостоятельно из-за отсутствия достаточной правовой подготовки, касающейся правильного порядка действий после аварии.

Еще одно обстоятельство, которое может повлиять на то, что автомобилист не сможет справиться с оформлением дорожно-транспортного происшествия самостоятельно – сильный стресс. Как правило, в результате аварии человек находится в таком нервном потрясении, что не может самостоятельно применить на практике теоретические знания.

Все допущенные в ходе оформления дорожно-транспортного происшествия ошибки в дальнейшем могут привести к тому, что автомобилиста могут сделать виновником аварии, который не только будет должен выплатить штрафы, но и не получит страхового возмещения для восстановления своего транспортного средства.

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, необходимо обратиться за помощью к специалисту. В частности, аварийный комиссар – хороший эксперт, который разбирается в грамотном оформлении ДТП с позиции требований законодательства и условий страховой компании.

Зачем еще нужен аварийный комиссар

Помимо этого, аварийный комиссар может адекватно оценить сложившуюся ситуацию, спокойно вести диалог с инспекторами ГИБДД, а также прочими участниками дорожно-транспортного происшествия, свидетелями случившегося.

Кроме того, в задачи аварийного комиссара входит нормализация психологического состояния водителя, принявшего участие в автомобильной аварии.

Соответственно, комиссар – это специалист, который может оказать реальную поддержку участнику дорожно-транспортного происшествия в оформлении аварии, сборе всех необходимых документов для получения страховой компенсации.

При необходимости, этот же эксперт может оказать помощь в сборе всех необходимых документов для судебного разбирательства этому делу (к примеру, получение остатка компенсации материального ущерба с виновника ДТП или возмещение причиненного морального вреда).

Где работают аварийные комиссары

На данный момент автолюбитель может обратиться к аварийному комиссару, услуги которого представляет:

  1. Физическое лицо, постоянно работающее в страховой компании. Если у страховщика в офис есть аварийный комиссар в постоянном штате, то услуги данного специалиста включены в полис страхования КАСКО.
    По закону об обязательном страховании, страховая компания не имеет права предлагать услуги комиссара водителям запрещено, считается, что это переманивание клиентов. Именно по этой причине страховщики предлагают такие услуги в качестве дополнительной опции.
    К примеру, некоторые страховщики представляют возможность воспользоваться услугами аваркомиссаров только клиентам с дорогостоящими транспортными средствами.
    При приобретении пакета КАСКО с расширенным спектром услуг, автолюбитель может пользоваться предложениями аварийного комиссара неограниченное количество раз.
  2. Юридическое лицо, под которой подразумевается частная специализированная фирма, которая предоставляет свои услуги как страховым компаниям, так и автолюбителям, которые приняли участие в дорожно-транспортном происшествии.
    Такие организации предлагают своим клиентам возможность воспользоваться услугами независимого эксперта.

Кого вызывать выгоднее

Стоит понимать, что стоимость специалиста, который работает в независимой компании, на порядок выше цены работы такого же специалиста, сидящего в офисе страховщика. Однако стоит помнить о том, что если автолюбитель воспользуется услугами аваркома, работающего от имени страховой компании, у него не будет никаких гарантий получения выплаты.

К сожалению, как показывает практика, случаев, когда аварийный комиссар намеренно делает ошибки в протоколах и бланках, заполняемых для страховщика, достаточно много. В таких ситуациях страховщик откажет пострадавшему в ДТП в предоставлении компенсационной выплаты для восстановления поврежденного транспортного средства.

Чтобы не ошибиться, и вызвать на место дорожно-транспортного происшествия независимого эксперта, автомобилист должен заранее позаботиться о поиске нужного номера телефона.

Если же автолюбитель хочет вызвать на место происшествия специалиста от страховой компании, достаточно позвонить своему страховщику. После этого сотрудник сразу же подскажет, как правильно действовать дальше, при необходимости, приедет на место аварии.

Что комиссар делает на месте ДТП

Как показывает практика, аварийный комиссар всегда вызывает на место аварии сразу же после звонка клиента. Зачастую, ему удается оказаться на месте дорожно-транспортного происшествия даже до приезда сотрудников дорожной инспекции.

На месте столкновения специалист занимается следующим:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 317-07-09 (Санкт-Петербург)

Зачем вызывают аварийных комиссаров на место ДТП

Происшествия на автомобильных дорогах происходят часто. От правильности всех проводимых мероприятий будет зависеть ответственность каждого участника происшествия. От того, чью сторону примут сотрудники ГИБДД, а впоследствии и суд, зависит, кого признают виновником. Но в оформлении аварии могут принимать участие и другие специалисты. Узнаем, зачем нужны аварийные комиссары при ДТП.

Как действовать после ДТП

Когда произошла авария, на ее участников возлагаются следующие обязанности:
  1. Немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию. Если автомобиль стоял, передвигать его запрещено.
  2. Выставить знак аварийной остановки. В черте жилых поселений – не менее чем в 15 м от места аварии, вне поселений – не ближе 30 м.

Аварийные комиссары, кто это

Аварийный комиссар – это высококвалифицированный специалист в сфере оформления ДТП. Его задача – оказывать помощь лицам, которые попали в аварию. По уровню подготовки комиссар является экспертом в сфере правил оформления ДТП. Он способен определить как виновника аварии, так и объем нанесенного ущерба. По существу, он является посредником между участниками происшествия, ГИБДД и страховыми компаниями.

Однако аварийный комиссар (аварком) не имеет права определять, кто из участников события виновен. Такими полномочиями наделяются сотрудники ГИБДД. Поэтому обращение в ГИБДД необходимо в любом случае.

Аваркомы, могут занимать штатные должности в фирмах по страхованию. Часто порядок и необходимость вызова этого специалиста фиксируется в страховом договоре.

Читайте так же:  Полномочия судьи и присяжных заседателей

Существуют и независимые специалисты в этой области. Такие работники имеются в штате юридических лиц, оказывающих соответствующие услуги. Они не заинтересованы в уменьшении объема страховых выплат и представляют интересы участников ДТП, которые вызвали их.

Но иногда, не являясь штатными работниками страховых фирм, комиссары сотрудничают с ними – по договору или договоренностям. Компании, объединяющие таких экспертов, предоставляют услуги как гражданам, так и страховщикам. Может случиться, что представители этих фирм постараются снизить объем материального ущерба.

Чем занимается комиссар, прибыв на место ДТП

Специалист, прибывший на место аварии, наделяется определенными правами и исполняет следующие обязанности:

  1. Осматривает и изучает место события.
  2. Фиксирует все важные обстоятельства аварии при помощи видео- и фотоаппаратуры.
  3. Проводит опрос свидетелей.
  4. Оценивает объем ущерба, нанесенного вследствие ДТП.
  5. Если необходимо, вызывает скорую медицинскую помощь или эвакуатор. Ему часто приходится успокаивать участников аварии. В стрессовой ситуации такая помощь очень важна.

На кого работают аварийные комиссары

Аварийный комиссар – это профессия, представители которой работают в интересах того, кто его нанимает. Это не значит, что комиссары идут на нарушение закона ради своих клиентов. Они максимально помогают нанимателям, но только в рамках законодательства страны. Однако комиссары страховых компаний хорошо подкованы юридически, поэтому могут существенно снизить выплаты, а то и изменить виновника ДТП, не нарушая закон.

Плюсы оформления дорожных аварий при участии комиссаров

Эксперта в сфере ДТП обязательно вызывают на место событий только в случае, если кто-то из участников имеет страховку, в которую такие действия обязательны по условиям договора. Помощь аварийного комиссара имеет ряд преимуществ:

  1. Он быстро прибывает к месту ДТП. Сотрудники ГИБДД могут быть заняты на других происшествиях. Иногда их приходится ждать несколько часов.
  2. Способен оказать психологическую помощь участникам и предотвратить конфликт между ними.
  3. Грамотно составляет схему происшествия, осматривает место происшествия, фиксирует важные обстоятельства, опрашивает свидетелей до приезда ГИБДД.
  4. Независимый комиссар представляет ваши интересы в общении с инспекторами ГИБДД и может представлять их и в суде, что бывает крайне важным.

Способ вызова специалиста к месту происшествия

Если вы попали в происшествие за пределами места постоянного проживания, сложно сориентироваться в том, как вызвать комиссара при ДТП. Поэтому в РФ создана единая служба аварийных комиссаров. Она доступна по телефонному номеру: 8-800-500-49-34. Звонок бесплатный. Сообщите оператору о факте ДТП и назовите город, в котором оно произошло. Возможно, придется ответить на дополнительные вопросы. После этого оператор даст вам инструкции к дальнейшим действиям.

Как оформляют ДТП

Аварком прибывает по месту вызова в течение 20 минут после ДТП. Сам процесс оформления занимает примерно 20–40 минут.

В каком порядке происходит оформление

Специалист составляет схему происшествия и фиксирует обстоятельства. Стороны в это время пишут объяснительные и заявление в районное ГИБДД на имя его начальника. Затем документы доставляют в отделение дорожной полиции, где и происходит окончательное оформление происшествия.

Водитель, пострадавший в аварии, впоследствии должен собрать все необходимые бумаги и обратиться к своему страховщику. Документы следует предоставить в ближайшие 5 дней.

Как идет оформление по европротоколу

Европротокол – это новая процедура, которая значительно упрощает процесс оформления ДТП. При его составлении необязательно вызывать инспекторов ГИБДД. Однако, чтобы оформить происшествие по европротоколу, необходимо, чтобы оно соответствовало ряду параметров:

  1. В аварии никто не пострадал.
  2. В дорожно-транспортном происшествии участвовали два средства передвижения.
  3. У каждого из участников есть полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), действующий на момент происшествия.
  4. Оба водителя не имеют разногласий о том, кто из них является виновником.
  5. Нанесенный ущерб составляет до 50 тыс. рублей. Водителям нередко не хватает опыта, чтобы определить стоимость устранения повреждений, поэтому аварийный комиссар сможет помочь.

Оформление аварийного сертификата

Сертификат ДТП, называемый аварийным, аварком составляет на каждом своем вызове. Этот документ у пострадавших водителей часто требуют представители страховщика. Если в дальнейшем разбирательства перейдут в суд, эта бумага будет очень полезна. Документ должен включать:
  • схему ДТП, составленную качественно и подробно;
  • фото- и видеоматериалы с места события;
  • сведения об участниках дорожного происшествия;
  • комментарии комиссара.

Подпись под документом ставит составитель и пострадавший водитель. В связи с тем что аваркомы часто работают как представители страховых компаний, пострадавшему нужно контролировать работу эксперта. Любые ошибки могут существенно сократить страховые выплаты.

Кто должен оплатить услуги аваркома

Конечно, все затраты по результатам происшествия возлагаются на виновника. Именно он и должен оплатить вызов комиссара. Стоимость этой услуги колеблется в районе 2 тыс. рублей.

Однако достаточно часто виновник отказывается оплачивать услуги эксперта. В этом случае заплатить должен пострадавший. Затраченные средства он может в дальнейшем компенсировать за счет виновника, обратившись с иском в суд. Возможно договориться обоим участникам и оплатить услуги пополам.

Что пострадавшему делать дальше

Пострадавшему необходимо обратиться в свою страховую компанию с комплектом необходимых бумаг и получить запрос в ГИБДД. После этого посетить дорожную полицию и получить все необходимые справки. Предоставить их страховому агенту и получить направление на ремонт. С ним отправиться в сервисный центр.

Процесс возмещения убытков многоэтапный и длительный. Не каждый водитель знает, что и как делать правильно, поэтому аварком сможет помочь.

Можно ли не вызывать комиссаров к месту ДТП

Законодательство не требует приглашать аваркома на место ДТП. Если требование о таком вызове не содержится в ваших договорах страхования, вы можете этого не делать. Однако присутствие комиссара гарантирует правильность оформления происшествия и может разрядить обстановку на месте событий. Поэтому рекомендуется вызвать комиссара.

В заключение

Аварийные комиссары появились в РФ недавно, и не все еще знают, для чего они нужны и как к ним обратиться. Эксперты в оформлении ДТП могут быть очень полезны. Однако эти специалисты в первую очередь защищают интересы нанимателя. Хорошо, если это вы. Но если комиссар представляет не ваши интересы, за его работой нужно внимательно следить.

Читайте так же:  Как доказать мошенничество по расписке

Про аварийных комиссаров: Видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Кто такой и что делает аварийный комиссар

В России институт аварийных комиссаров появился сравнительно недавно — в начале 2000-х годов. Впервые такая профессия возникла в Санкт-Петербурге. Сейчас же именно Санкт-Петербург является центром аваркомов, ведь там создан «Всероссийский союз аварийных комиссаров». Каковы полномочия аварийного комиссара? В чьих интересах он призван действовать? Где работают аваркомы?

Правовая основа

Упоминание об аварийных комиссарах можно встретить в двух нормативно-правовых актах: в Налоговом кодексе РФ и в общероссийском классификаторе профессий. Так, пункт 9 статьи 294 НК РФ гласит, что аварийные комиссары — это специалисты, которые могут заниматься оценкой страхового риска; определением ущерба, нанесенного страховому имуществу; оценкой страховой стоимости и размера выплат; урегулированием вопросов, связанных с получением страхового возмещения.

Поскольку аварийные комиссары не привлекаются к заключению страховых сделок, их деятельность не попадает под положения закона «Об организации страхового дела». А значит, получать лицензию для того, чтобы стать аваркомом не нужно. В таком случае, согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ, деятельность, не подлежащая лицензированию, может быть организована в любой форме.

Где работают аваркомы?

Чаще аварийные комиссары являются сотрудниками страховых агентств, предоставляющих своим клиентам услуги страхования КАСКО. Так, в договор КАСКО может быть включен пункт о бесплатном вызове аварийного комиссара, если машина попадет в дорожно-транспортное происшествие. Страхование ОСАГО не может содержать возможности бесплатного выезда аварийного комиссара, так как Федеральным законом № 40-ФЗ «Об ОСАГО» страховщикам запрещено предлагать клиентам дополнительные услуги, способствующие переманиванию клиентов. Аваркомы, являющиеся сотрудниками страховых компаний, в первую очередь представляют интересы страховщика. Реже аварийные комиссары самостоятельно организовывают свою деятельность под видом ИП или ООО. Вызвать частного аваркома на место ДТП может любой из участников аварии. Основное преимущество таких аварийных комиссаров в том, что они дают максимально беспристрастную оценку ущерба транспортных средств.

Функции и полномочия специалистов

Аварийных комиссаров вызывают после совершения ДТП. Вызвать аваркома может как пострадавшее лицо, так и виновник аварии. От обычного страхового агента, которого принято звать на место совершения дорожно-транспортного происшествия, аварийного комиссара отличает более широкий список функций. Так, основными обязанностями аваркома являются:

[1]

  • Фото и (или) видеофиксация места ДТП и ущерба, нанесенного транспортному средству;
  • Опрос свидетелей, если таковые имеются;
  • Составление схемы дорожно-транспортного происшествия;
  • Сбор информации об обоих водителях с фотографированием водительских удостоверений и страховых полисов;
  • Предоставление консультации водителю по документам, заполняемым ГИБДД или самостоятельное участие в составлении протокола в качестве представителя одного из водителей;
  • Помощь в заполнении или самостоятельное заполнение документов, необходимых для предоставления в страховую компанию.

По итогу осмотра места ДТП аварком составляет сертификат, который включает в себя схему ДТП, фото и видео с места аварии, информацию об обеих сторонах участников ДТП и комментарий самого комиссара. В дальнейшем сертификат предоставляется страховщику. Также, он может быть использован в качестве доказательной базы при рассмотрении дела в суде. Аварийные комиссары, которые самостоятельно организовали свою деятельность без страховых компаний, могут предлагать свои клиентам дополнительные услуги: представление интересов водителя в суде, если до него дошло дело; помощь с продажей автомобиля после ДТП; юридическая консультация водителя вопросам, касающимся правил дорожного движения.

По сути, аварийный комиссар — это хорошо подкованный специалист, который может помочь с оформлением документов и оценкой ущерба при дорожно-транспортном происшествии. На основе доверенности он может представлять интересы водителя в суде и в страховой компании, но реальных полномочий, определенных законодательством, у него нет. На данный момент союз аварийных комиссаров России пытается продвинуть законопроект, согласно которому комиссары смогут самостоятельно (без присутствия сотрудников ГИБДД) оформлять ДТП, где не был нанесен вред жизни и здоровью граждан (не было смертей или серьезных ранений). Союз аварийных комиссаров аргументирует это тем, что при одновременном вызове аваркомы в 90% случаев приезжают быстрее ГИБДД, и они быстрее могут составить протокол и освободить проезжую часть от образовавшегося затора. Пока же законопроект не принят.

Преимущества для водителей

Работа аварийных комиссаров приносит свои дивиденды и страховщикам, и страхователям, и даже государству. Так, при найме аваркома страховая компания увеличивает доверие к себе потенциальных клиентов, что позволяет заключать новые сделки, повышая собственный доход, определенный процент которого пойдет на оплату налогов в государственный бюджет. Страхователь же (водитель) получает следующие выгоды:

  • Подтверждение обеспечения страховой защиты, которая положена ему по закону;
  • Уменьшение материальных потерь в случае совершения ДТП;
  • Консультация и помощь по основным моментам, связанным с получением страховки, что экономит время водителю.

Для страховщика наем на работу аваркома оборачивается следующими преимуществами: предоставление качественного сервиса клиентам; быстрое и точное оформление документов по страховке после ДТП; дополнительная защита от мошенничества клиентов, которые желают получить дополнительные выплаты по страховке; увеличение уровня доверия граждан и заключение новых сделок.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Институт аварийных комиссаров — вещь, свидетельствующая о повышении уровня жизни населения. Но в России деятельность аваркомов практически не урегулирована законодательством. Так, стать аварийным комиссаром может любой человек, вне зависимости от его реальных знаний и подготовки, что говорит о возможном мошенничестве в отношении граждан. Пока не будет решена эта проблема, аваркомов вряд ли наделят серьезными полномочиями.

Источники


  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  2. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.

  3. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  5. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
Как работают аварийные комиссары
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here