Гарантии прав ребенка в российской федерации

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Гарантии прав ребенка в российской федерации". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6-15)

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации

>
Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации
Содержание
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 28 декабря 2016 г., 18 апреля, 4 июня, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Об организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» см. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 30 апреля 2009 г. N 138

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Определен круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка.

Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Отдельные положения Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1999 года и с 1 января 2000 года.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9, пункты 3, 4, 6, 7 статьи 13, пункт 3 статьи 15 и пункт 2 статьи 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1999 г.

Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2000 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 августа 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 562-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

[1]

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Наследование жилых помещений

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 28 декабря 2016 г., 18 апреля, 4 июня, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Об организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» см. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 30 апреля 2009 г. N 138

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Государственные гарантии реализации прав ребенка в Российской Федерации

Серебрякова Алла Аркадьевна, доцент ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», кандидат юридических наук.

Правовое регулирование прав детей осуществляется семейным, гражданским и другими отраслями законодательства. Как государство гарантирует возможность реализации прав ребенка в Российской Федерации?

Ключевые слова: права ребенка, государственные гарантии, государственная политика в интересах детей.

State guarantees of realization of rights of the child in the Russian Federation

Serebryakova Alla Arkadyevna, associate professor Immanuel Kant Baltic Federal University, candidate of legal sciences.

Legal regulation of the rights of children is family, civil and other branches of legislation. As the state guarantees the exercise of the rights of the child in the Russian Federation?

Key words: the rights of the child, state guarantees, the state policy in the interests of children.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам и нормам международного права.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

С принятием Семейного кодекса РФ права детей имеют собственную правовую основу. Правовое регулирование прав детей осуществляется семейным, гражданским и другими отраслями законодательства. Основы правового регулирования прав детей в Российской Федерации базируются на международных и конституционных положениях. В такой ситуации на первый план выступают государственные гарантии возможностей их реализации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 16 (далее — СК РФ).

Экономические и социальные проблемы российского общества ослабили институт семьи, возможности воздействия семьи на воспитание детей. Нарушается нормальный процесс социализации ребенка, возрастает детская агрессия, становящаяся нормой жизни, в подростковой среде получают распространение алкоголь, наркотики и различные психотропные препараты.

При этом именно в подростковом возрасте, как отмечает А.С. Автономов, активно продолжается процесс социализации . В этот период, являющийся одним из переломных в жизни каждого человека, складывается система ценностей, которая будет определять его поведение на протяжении длительного времени, если не вообще всей жизни.

Автономов А.С. О введении института народных заседателей при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 3. С. 3 — 8.

Ребенок без надзора более подвержен влиянию негативных социальных факторов и усвоению негативного социального опыта. Поэтому предупреждение и раннее выявление семейного неблагополучия, защита детей от жестокого обращения, насилия в семье, применение мер, направленных на сохранение кровной семьи ребенка, его успешную социализацию и адаптацию, — первоочередные задачи государственных органов .

Читайте так же:  Отпуска прокурорских работников

[Электронный ресурс]. URL: http://social.gov39.ru/index.php/ru/.

На федеральном уровне установлены основные принципы государственной политики в интересах детей: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка . В настоящее время все больше укрепляется институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В субъектах РФ в целях создания дополнительного механизма защиты прав ребенка активно функционируют уполномоченные по правам ребенка . Урегулированы отдельные права и учтены законные интересы ребенка и в положениях регионального законодательства .

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802.
См., напр.: Указ губернатора Калининградской области от 24.09.2010 N 190 (ред. от 22.01.2013) «Об Уполномоченном по правам ребенка в Калининградской области» (вместе с «Положением об Уполномоченном по правам ребенка в Калининградской области») // Калининградская правда (вкладыш «Ведомости Правительства Калининградской области»). 29.09.2010 N 179.
См. напр.: Закон Калининградской области от 12.07.2004 N 415 (ред. от 06.12.2013) «О защите прав и законных интересов ребенка в Калининградской области»: принят Калининградской областной думой 24.06.2004 // Российская газета («Запад России»). 03.08.2004. N 164.

Все права ребенка могут быть поделены на имущественные и личные неимущественные. Имущественные права предоставляют возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных потребностей. Эти права касаются владения, пользования и распоряжения имуществом, реализации других правомочий собственника или законного владельца. Реализация имущественных прав связана с возрастом. Имущественные права ребенка в возрасте до 14 лет (малолетнего ребенка) реализуются его законными представителями, родителями, усыновителями, опекунами в соответствии с ГК РФ. Объем дееспособности ребенка в возрасте до 14 лет является частичным. Ответственность родителей, усыновителей, опекунов за вред, причиненный малолетними в возрасте от 6 до 14 лет, закреплена в статье 1073 ГК РФ, согласно которой упомянутая категория несовершеннолетних граждан является неделиктоспособной по двум основным критериям: малому возрасту и незрелости психики, что исключает ответственность данных лиц за вред, ими причиненный .

Сафонова Ю.Б. О некоторых особенностях гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними гражданами // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 2. С. 22 — 25.

Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет осуществляет полномочия по распоряжению своим имуществом с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей, то есть его законных представителей, предварительного разрешения органа опеки и попечительства не требуется. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет являются, по общему правилу, деликтоспособными.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

  1. распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
  2. осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  3. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
  4. совершать мелкие бытовые сделки и некоторые иные сделки, предусмотренные статьей 28 ГК РФ .

См. статью 26 ГК РФ.

В этом случае не исключается возможность нарушения имущественных прав ребенка. Ребенок в этом возрасте не достиг необходимого уровня зрелости, чтобы действовать в своих интересах, а родители, усыновители, попечители не всегда могут правильно оценить ситуацию, а порой умышленно нарушают права ребенка .

См., напр.: Апелляционное определение Московского областного суда «Исковые требования о признании недействительными договора купли-продажи, записи в ЕГРП удовлетворены, поскольку отсутствие у истца права на иное жилое помещение и возможности предоставить несовершеннолетнему иное жилое помещение в связи с совершением указанной сделки привело к нарушению прав несовершеннолетнего» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

На практике мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда дети в силу присущего возрасту любопытства и интереса ко всему запретному порой оказываются там, где меньше всего им следовало быть. Поэтому на региональном уровне принимаются акты, ограничивающие права детей в их же интересах.

В частности, на территории Калининградской области не допускается:

  • нахождение детей на объектах, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других подобных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей и их нормальному развитию.

При обнаружении ребенка, находящегося в нарушение установленных требований в таких местах, уполномоченные лица обязаны известить об этом орган внутренних дел по месту обнаружения ребенка либо направить сообщение в дежурную часть Управления МВД РФ по Калининградской области.

Сотрудники соответствующих служб и подразделений системы Управления МВД РФ по Калининградской области обязаны незамедлительно установить родителей ребенка или лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и уведомить их об обнаружении ребенка.

Если невозможно организовать немедленную явку законных представителей ребенка для того, чтобы его забрать из злачных мест, и если причина неявки уважительная, сотрудники органов внутренних дел обязаны доставить ребенка родителям или иным законным представителям. В случае отсутствия указанных лиц сотрудники органов внутренних дел обязаны доставить ребенка в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка .

Закон Калининградской области от 12.07.2004 N 415 (ред. от 06.12.2013) «О защите прав и законных интересов ребенка в Калининградской области»: принят Калининградской областной думой 24.06.2004 // Российская газета («Запад России»). 03.08.2004. N 164.

Таким образом, имущественные права ребенка в семье регулируются одновременно либо по отдельности нормами семейного и гражданского и других отраслей законодательства, в том числе регионального.

Читайте так же:  Заявление на обмен паспорта

Остановимся на личных неимущественных правах ребенка. Особенность состоит в том, что, имея неполную дееспособность, несовершеннолетние лишены возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме эти права и действуют в правоотношениях через своих родителей, иных законных представителей.

К личным неимущественным правам ребенка, наряду с другими неимущественными правами: правом на общение с родителями и другими родственниками, правом на имя, отчество, фамилию, правом выражать свое мнение и т.д., относится его право на образование.

Основной целевой ориентир современного дошкольного образования определен в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет . Разработана поэтапная программа ликвидации очередности в дошкольные учреждения, содержащая два основных направления: развитие государственно-муниципальной системы дошкольного образования и использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. 09.05.2012. N 102.

Запланировано и увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 — 75 процентов, при этом предусмотрено, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета .

[Электронный ресурс]. URL: http://social.gov39.ru/index.php/ru/.

Так государство гарантирует доступность как дошкольного, так и дополнительного образования для детей.

Таким образом, в настоящее время в России созданы механизмы формирования государственной политики в области реализации прав детей. Несмотря на это, проблема обеспечения прав детей и выявления нарушений прав детей стоит весьма остро и усугубляется тем, что возможности по использованию имеющихся механизмов для защиты прав ребенка и доступ самих детей к этим механизмам ограничены.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ: описание и последние изменения

Дети являются уязвимой категорией граждан. Их права и интересы защищают различные положения законов — Конституция, СК, 273-ФЗ. Действующий Федеральный закон «О правах ребенка» РФ также призван защитить права маленьких граждан. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ будет рассказано в этой статье.

Описание закона

Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» был принят Госдумой в июле 1998 и вступил в силу 24 июля того же года. Федеральный закон регламентирует ключевые гарантии прав и легитимных интересов ребенка, прописанных в Конституции Российской Федерации. Их цель заключается в формировании правовых, общественно-финансовых условий для осуществления данных прав. ФЗ-124 состоит из 5 глав и 25 статей. Рассмотрим подробнее содержание документа:

  • основные положения закона, рассказывающие о понятиях, отношениях, которые регулируются данным ФЗ, о полномочиях по осуществлению гарантий прав и т. д.;
  • ключевые способы обеспечения прав ребенка в РФ;
  • организационные основные принципы гарантий прав ребенка;
  • гарантии выполнения данного ФЗ;
  • заключительные положения закона.

Последняя редакция, вступившая в силу первого числа января 2017 г., была опубликована 28 декабря 2016.

Основные права ребенка в РФ

На территории Российской Федерации ребенком признается то лицо, которое не достигло возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Поэтому государство взяло на себя обязательство защищать несовершеннолетних. В соответствии с действующим законодательством, ребенок вправе:

Основные права ребенка в РФ по ФЗ-124

ФЗ-124 описывает основные права ребенка в России. Такой жизненный этап, как «детство», должен быть защищен государством. Ребенком считается любое лицо младше 18 лет, т. е. несовершеннолетний. В законопроекте описана также особая категория несовершеннолетних, которая особо остро нуждается в поддержке государства — дети-инвалиды, сироты, потерпевшие в результате бедствий и аварий, жертвы насилия и т. д. Ребенку с момента появления на свет относятся и обеспечиваются государством права и свободы гражданина.

Статьи с 10 по 14 закона о правах несовершеннолетних рассказывают об отдельных правах ребенка — право на охрану здоровья при помощи лечебных и профилактических процедур, льготы для несовершеннолетних при совмещении работы и учебы, охрана ребенка от вредной информации и агитаций, которые потенциально могут нанести вред нравственному развитию и здоровью несовершеннолетних. Закон «О правах ребенка» также предполагает формирование специальных социальных служб, которые призваны защищать потребности маленьких граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Данный законопроект призван защитить интересы самой уязвленной категории граждан.

Однако, в нынешних реалиях положение дел оставляет желать лучшего и потребность улучшения законодательства в данной области очевидна. В какой мере закон ФЗ-124 даст возможность достичь декларируемых в нем целей, в значительной степени зависит от его качества.

Последние изменения, внесенные в ФЗ-124

Последние изменения закон 124-ФЗ претерпел в конце декабря 2016 года, вступившие в силу в начале января уже нового года. Изменения коснулись 3 статей: 5 пункт 1, 12 и 12.1, которые следует рассмотреть более подробно.

Статья рассказывает о правомочиях органов правительства РФ по осуществлению гарантий прав ребенка. По закону, к полномочиям относят:

  • утверждение базы федеральной политики в интересах несовершеннолетних;
  • подбор главенствующих направлений деятельности согласно обеспечению прав и легитимных интересов малыша, защита его состояния здоровья и нравственности;
  • создание и осуществление государственных целевых проектов по защите малыша и установление организаций и учреждений, которые будут отвечать за их выполнение;
  • утверждение порядка судебной защиты;
  • выполнение интернациональных обязательств по охране несовершеннолетних;
  • последний пункт закона был добавлен уже в новой редакции, который гласит — регулирование и контролирование деятельности организаций, занимающихся планированием отдыха и оздоровления несовершеннолетних.

Этот акт рассказывает о правах ребенка на отдых и оздоровление. Он был полностью изменен в связи с внесенными поправками. Чтобы улучшить качество и безопасность отдыха и оздоровления, вышестоящими органами проводятся следующие мероприятия:

  • по принятию законов, которые будут регулировать работу учреждений, занимающихся организацией отдыха и оздоровления;
  • по формированию безопасных условий для времяпровождения в этих организациях;
  • по формированию доступности данных услуг для широких масс населения;
  • по контролю за соблюдением условий в области учреждения развлечений и оздоровления.
Читайте так же:  Как не платить алименты на ребенка законным способом в россии

Организация отдыха и оздоровления должна обладать безопасными условиями, за несовершеннолетними должен быть соответствующий присмотр, следует продумать меню, должен быть организован безопасный трансфер до места дислокации и обратно. Организация должна отвечать требованиям СанПина, сотрудники должны быть квалифицированными работниками, обязательно наличие охраны.

Вышестоящие органы должны оказывать содействие по проведению контроля в области защиты маленьких граждан.

Статья 12.1

Это положение отсутствовало в предыдущей редакции и было добавлено буквально недавно. Статья рассказывает о правомочиях государственных органов в организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних. К правомочиям федеральной службы исполнительной власти относят:

  • создание и осуществление основ политики в области учреждения развлечений и оздоровления несовешеннолетних, в том числе обеспечение защиты их жизни и здоровья;
  • координация работы различных органов в этом вопросе;
  • принятие соответствующих положений;
  • опубликование методичек;
  • контроль за соблюдением всех условий в области учреждения развлечений и оздоровления.

Полномочия ОИВ содержат практически те же положения — об обеспечении безопасности, выполнение областного госконтроля за соблюдением требований, создание и осуществление записей в реестре организаций.

В данную статью закона о правах маленьких граждан последние модификации вносились в 2013 году. Данное положение регулирует вопросы защиты ребенка от вредной информации, пропагандирования и т. д. Ребенок должен быть защищен от нетерпимости по национальному, классовому и социальному признаку. Запрещается рекламирование алкоголя и сигарет, пропагандирование неравенства. Также статья закона «О правах ребенка» запрещает распространение продукции, которая пропагандирует агрессию, антисоциальное поведение, употребление наркотических веществ, запрещает материалы, содержащие порнографический характер.

Требуется проведение экспертиз (психологами, педагогами, социальными работниками, медиками) для выявления факторов, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и безопасности ребенка, в том числе и душевной, а также анализ влияния компьютерных и настольных игр, игрушек. Продукция, которая по закону не подходит для показа для ребенка и нарушает его права, должна классифицироваться и должна быть проведена экспертиза.

Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации.

Эффективность защиты прав ребенка является гарантией результативной профилактической деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От качества норм права и правовых механизмом, обеспечивающих их реализацию в сфере защиты прав и законных интересов детей, зависит уровень правопорядка в обществе.

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, обязанных соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.

Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.

Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг, профилактику правонарушений и т.п.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ и, прежде всего судебная система. Согласно статье 46 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О прокуратуре РФ»). Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение:

— единства и укрепления законности;

[2]

— защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе защищающего права ребенка).

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адвокатская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершеннолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. В п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.

Важную роль в обеспечении защиты прав детей может сыграть институт Уполномоченных по правам ребенка.

Впервые в мире Уполномоченный по правам ребенка появился в начале 20 века в Швеции, в дальнейшем такие должности были введены в Австралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.

В России в 1998 г. впервые Уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской области, Калужской области, а также в городах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. Основная функция Уполномоченного по правам ребенка – служить гарантом соблюдения прав ребенка.

Актуальность создания института Уполномоченных по правам ребенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн. детей-инвалидов, 5 млн. наркозависимых детей, 2 млн. неграмотных детей, каждый 5-й ребенок находится в недопустимо плохих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных, около 50 тыс. детей ежегодно подвергается сексуальному насилию в семье.

Читайте так же:  Алименты на ребенка с индивидуального предпринимателя

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики:

1. Законодательное обеспечение прав ребенка;

2. Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;

3. Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

4. Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей:

— защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;

— недопущение их дискриминации;

— упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

— формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

— содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;

— реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ.

Содержание и полномочия деятельности органов государственной власти Российской Федерации заключаются в следующем:

1. Установление основ федеральной политики в интересах детей;

2. Выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

3. Формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций.

[3]

4. Установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

5. Исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

В статье 1 федерального закона № 124-ФЗ даны понятия, имеющие значение не только для целей данного закона, но и для организации профилактической деятельности с несовершеннолетними:

— дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

— социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

— социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

— социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

— социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

— отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

— организация отдыха детей и их оздоровления – детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

2. Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

3. Основные гарантии защиты прав ребенка в РФ.

Тема 5. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения, осуществляющие её

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

  3. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
Гарантии прав ребенка в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here