Формой получения образования не является

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Формой получения образования не является". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Ответы на вопросы

а остальные — по очной форме?

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) образование может быть получено в двух формах: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования.

При этом форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона об образовании).

Выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

При этом лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования вправе пройти экстерном бесплатно промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Экстернат — форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами, определяется локальным актом образовательной организации.

Лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, являются экстернами. Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона об образовании экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 указанного Федерального закона.

При этом обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Индивидуальный учебный план, обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 и пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании).

Таким образом, формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования. Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Ответ дан по состоянию законодательства на 19.01.2018

Мне 21 год, я имею 8 полных классов в московской школе. Могу ли я получить полное среднее образование?

Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014

Я хочу перевести своего ребенка, для продолжения обучения, в вечернюю школу, в 9 класс. Он окончил 8 класс, ему 15 лет. Директор документы не отдает. Правомерны его действия?

Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Иные формы получения общего образования

  • научные организации;
  • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
  • организации, осуществляющие социальное обслуживание;
  • иные юридические лица.

Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение.

Общее образование может быть получено также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования . Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования .

Для отдельных категорий детей действуют специальные образовательные организации. Это:

  • организации (детские дома, школы-интернаты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Примечание . Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

Примечание . На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии. Он осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

  • образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода ( специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа ).

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.
Читайте так же:  Раздел имущества супругов после развода

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Формой получения образования не является

Кодекс Республики Беларусь об ОбразованииСтатья 17

Формой получения образования не является

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Формы получения образования и формы обучения

В нашей же стране формы получения образования равны, дети, освоившие образовательную программу соответствующего уровня общего образования, имеют равные права, в том числе право пройти итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к иным уровням образования.

Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования.

Формой получения образования не является

34 Закона) или их законные представители (п. 1 ч. 3 ст.

44 Закона) могут выбрать для освоения основных общеобразовательных программ при получении образования всего лишь в двух, принципиально новых «Формах получения образования»: · в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — ОО) (п.

Формы получения образования

При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации.

Школа сегодня

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Формы обучения, отличные от очной

Для выбора этих форм обучения родители сами уведомляют местные органы управления образованием (или другой орган самоуправления), а также подают заявление в школу для проведения аттестации. Очная форма обучения — всем понятная, общепринятая форма обучения в организации.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Комментарий к Ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации»

А вот второй принцип может быть поддержан. Он запрещает дискриминацию в сфере образования (п. 2). На наш взгляд, это означает неукоснительное обеспечение конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за получение образования их несовершеннолетними детьми. Механизм реализации этого принципа, помимо настоящего Закона, заложен ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Несмотря на незначительный штраф, налагаемый этой нормой на виновное лицо,*(12) сам факт установления такой ответственности показателен.

Во исполнение ст. 2 Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина третьим принципом государственной политики в области образования комментируемой статьёй объявлен гуманистический характер образования, приоритет защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека. Учитывая поликультурный и многонациональный характер российского общества, Закон устанавливает принцип сочетания единства образовательного пространства с защитой и развитием национальных культур, культурных традиций и интеграцией России в мировое образовательное пространство.

Логичным продолжением названного выше выступает 4-й принцип — единства образовательного пространства. Очевидно, он означает, что вся территория Российской Федерации (включая заполярные территории, военные базы, городки, территории посольств и консульств и иные расположенные за пределами России объекты, находящиеся под её юрисдикцией, включая морские и иные суда) образует единое образовательное пространство, на которое распространяется (что очевидно), но и в которых реализуется комментируемый Федеральный закон, а также действуют иные, вытекающие из него, подзаконные акты. Иными словами, каждому гражданину Российской Федерации, где бы он не находился, должна быть обеспечена адекватная его потребностям и возможностями реализация права на образование. Более подробно этот вопрос урегулирован нормами гл. 11 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).

Необходимо отметить, что наряду с единством образовательного пространства при реализации этого принципа должны учитываться этнокультурные традиции народов Российского многонационального государства.

Учитывая нарастающие процессы интеграции России в мировое образовательное пространство, а также свободное перемещение обучаемых и научных кадров в другие государства, пятым принципом комментируемой статьёй 3 Закона Об образовании в Российской Федерации заявлен принцип создания благоприятных условий для интеграции системы образования России с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе (п. 5). Попутно заметим, что эта интеграция зачастую проводится в ущерб сохранению национальных образовательных традиций нашей страны и без учёта накопленного ею положительного опыта, накопленного за многие столетия, чем в немалой степени способствует содержание комментируемого Закона.

В последнее время в России остро стоит вопрос обеспечения свободы совести с учётом тяготения отдельных граждан к религиозной жизни и религиозному образованию. Закон в целом не препятствует этому, однако соответствии со ст. 28 Конституции России, становится на защиту светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях (п. 6 ст. 3). Очевидно, он не отрицает возможности создания частных религиозных образовательных учебных заведений.

Читайте так же:  Что означает условное наказание

Одним из принципов демократического государства и общества является свобода в выборе убеждений и поведения его граждан (п. 7). Применительно к сфере образования речь в комментируемом Законе идёт о свободе выбора обучаемыми форм получения образования и форм обучения в пределах, предоставляемых системой образования. Не забывают авторы Закона и об обеспечении такого конституционного права человека, как свобода преподавания (ч. ст. 44 Основного закона РФ). В рамках реализации этого права педагогическим работникам предоставляется свобода в выборе форм обучения, а также методов обучения и воспитания. Однако, поскольку последняя свобода конституционно не закреплена, очевидно, выбор этих методов педагогами должен осуществляться в рамках настоящего и иных действующих Федеральных законов.

Также важным принципом современного образования является его непрерывность (п. 8). Закон гарантирует его получение на протяжении всей жизни, но с учётом индивидуальных способностей и потребностей человека.

Одним из главных принципов деятельности учебных заведений Западной Европы, Северной Америки и других цивилизованных государств на протяжении столетий является так называемая «университетская автономия». В условиях глобализации и интеграции мирового образовательного пространства, комментируемый Закон впервые в истории нашего государства гарантирует принцип автономии образовательных организаций (п. 9) в сочетании с академическими правами и свободами педагогических работников и обучающихся (подробнее см. комментарий к гл. 4 и 5 Закона). Одним из проявлений действия этого принципа выступают закреплённые ниже принципы демократического характера управления образованием; государственно-общественного его характера; привлечения к управлению им обучающихся и их родителей (законных представителей); равенства прав и свобод участников отношений в сфере образования; а также принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в этой сфере (п. 10-12 комментируемой статьи).

Часть 2 комментируемой статьи 3 устанавливает обязанность Правительства России ежегодно предоставлять Федеральному Собранию Российской Федерации, а также публиковать в сети «Интернет» его доклад. На наш взгляд, комментируемая норма весьма далека от совершенства. Во-первых, в ней не чётко указан предмет доклада: «о реализации государственной политики в сфере образования». Поскольку в соответствии с п. «в» ст. 114 Конституции Российской Федерации выработка такой политики и так возложена на Правительство России, у него есть большой соблазн выработки такой политики, о которой можно отчитаться, а не такой, которая необходима российскому обществу.

Во-вторых, предоставление отчёта, очевидно, предполагается в письменном виде, поскольку Конституция России не предусматривает возможности совместного заседания Палат парламента для его заслушивания. В этом случае депутаты и сенаторы лишены возможности прямого диалога с Правительством и даже возможности задать вопрос его Председателю по содержанию доклада. В-третьих, комментируемая норма не устанавливает формы реагирования Парламента на представленный доклад. В силу этого он превращается в формальность, не имеющую практического смысла.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования». Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 66 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

[3]

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

Читайте так же:  Исковое заявление в суд о разделе общей долевой собственности

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната», который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право:

[1]

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Читайте так же:  Одинокая мать это

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

Статья 63. Общее образование

1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

3. Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Комментарий к Ст. 63 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку положения об общем образовании нашли отражение в ст. 19 Закона N 3266-1. Однако в рамках комментируемой статьи их содержательная нагрузка несколько изменена с учетом современных требований.

Статья ведет речь о преемственности образовательных программ общего образования, куда отнесены программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне образовательных организаций, а также в форме семейного образования. Кроме того, общее образование может быть получено в форме самообразования.

Особенности получения начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в отношении лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание. Данные лица получают соответствующее образование в указанных организациях.

Форма получения общего образования по конкретной основной общеобразовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом его мнения. Это соответствует нормам семейного законодательства, допускающего в определенных случаях учет мнения ребенка, если это затрагивает его интересы.

На органы местного самоуправления возложена обязанность вести учет детей, имеющих право на получение общего образования, проживающих на соответствующей территории. При этом, если ребенок проходит обучение в форме семейного образования, то его родители (законные представители) обязаны поставить об этом в известность органы местного самоуправления в рамках их места жительства.

Формы получения образования и формы обучения в Российской Федерации

Ключевым вопросом, который возникает при оценке содержания образования в той или иной стране, является вопрос о том, какие, собственно, формы получения образования, какие формы обучения допускаются. Эти исходные, организационные вопросы во многом предопределяют регламентацию содержания образования.

В Российской Федерации в этом отношении законодательство пошло по максимально либеральному пути. Статья 17 Закона об образовании говорит о том, что в России образование может быть получено:

  • 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах — семейное и самообразование). Соответственно, формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.

Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования, после же этого обучающийся решает данный вопрос самостоятельно.

Классификация форм получения образования и форм обучения — относительно новое явление для российского образования.

Закон об образовании не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую те или иные виды образования возможны лишь в рамках образовательных организаций либо возможность есть и вне организаций, но другие формы получения образования дискриминируются.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам

В нашей же стране формы получения образования равны, лица, освоившие образовательную программу соответствующего уровня образования, имеют равные права, в том числе право пройти государственную итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к следующим уровням образования.

Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.

Содержание образования в таких случаях может быть любым, обеспечивающим достижение результатов освоения образовательной программы, предусмотренных ФГОС, и, соответственно, успешное прохождение государственной итоговой аттестации (если речь идет об основных образовательных программах).

Часть 4 ст. 17 Закона об образовании допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Возможных сочетаний может быть много, и выбрать сочетание — право лица, в котором не может быть отказано.

Вместе с тем представляется, что такая возможность не может быть реализована с учетом регулирования вопросов финансирования образования. Любая попытка сочетать формы получения образования и обучения, если одной из них является финансируемое за счет бюджетных средств финансирование образовательной программы, неизбежно создает сложности для образовательной организации, вплоть до сокращения финансирования. Оформить такое сочетание с учетом правового регулирования и практики формирования государственных (муниципальных) заданий практически невозможно. Поэтому сочетание форм получения образования и обучения не встречается на практике. Однако схожие цели могут быть реализованы через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану, — и такая возможность широко используется обучающимися (родителями несовершеннолетних обучающихся).

Однако ситуация вполне может измениться. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими ФГОС, если иное не установлено законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Таким образом, ФГОС должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной. Вполне вероятно, что стандартом будет введен запрет на определенные формы получения образования и обучения. На данный момент тексты стандартов чаще всего не содержат подобной конкретизации. Однако некоторые стандарты уже вводят подобные ограничения либо по форме получения образования [1] , либо по форме получения образования и форме обучения [2] .

Отдельные ограничения установлены и непосредственно в Законе об образовании. В ч. 2 ст. 63 говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних уровнях, чем среднее общее образование.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 промежуточной и государственной итоговой аттестаций в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В отношении обучающихся по программам общего образования установлено следующее правило. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей и имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Для прохождения аттестации такие лица зачисляются в образовательную организацию экстернами. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. В отношении же платности проведения аттестации для осваивающих профессиональные образовательные программы вопрос в настоящее время является дискуссионным, так как, с одной стороны, указания на бесплатность для таких лиц в указанной выше статье нет, с другой стороны, ст. 58 Закона запрещает взимать плату за прохождение промежуточной аттестации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Часть 5 ст. 41 Закона об образовании устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Обучение на дому не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но несмотря на фактическое место обучения, эго именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.

[2]

Источники


  1. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.

  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  3. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.
Формой получения образования не является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here