Фонд экономии заработной платы

Сегодня предлагаем помощь в вопросах на тему: "Фонд экономии заработной платы". При возникновении вопросов их можно в любое время задать нашему дежурному сотруднику.

Фонд экономии заработной платы

Краткое содержание

  • Можно ли премировать начальника за экономию фонда заработной платы.
  • Как выплачивается фонд экономии заработной платы.
  • Формирование фонда заработной платы
  • Фонд заработной платы
  • Экономия заработной платы
  • Справка о заработной плате для Пенсионного фонда
  • Заработная плата в фсс

1. Можно ли премировать начальника за экономию фонда заработной платы.

1.1. Если это предусмотрено положением о премировании предприятия
и зарплаты не украдены.

ТК РФ, Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 136 ТК РФ

Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, среди которых формы расчетно-платежной ведомости, расчетной ведомости, платежной ведомости, журнала регистрации платежных ведомостей.

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. (часть первая в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 35-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. (часть третья в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 333-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. (часть шестая в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

2. Как выплачивается фонд экономии заработной платы.

2.1. Федеральным законодательством это не регулируется.

3. Выдали листы ознакомления об отмене примирования за счет экономии фонда заработной платы имеет ли на это право работодатель?

3.1. Здравствуйте.
Перечитайте ещё раз Ваш трудовой договор, в части выплаты премии. Если указано, что премия выплачивается на усмотрение работодателя, то действия Вашего руководства законны.

4. Работаю в школе-интернате. В конце года накопились денежные средства в фонде экономии заработной платы. Глбух и директор распределили средства только на технический персонал, объясняя, что у учителей средняя зарплата зашкаливает. Правомерно ли?

4.1. Смотрите положение об оплате труда и положение о премировании.

5. Согласно штатов 2 должности вакант. За первый квартал фонд экономии заработной платы 3 тыс. Больничных отпусков не было. Где остальные деньги?

5.1. Зависит от конкретных обстоятельств. Например, применительно к указанному в вопросе — вполне допустимы выплаты премий, за счет этого фонда.

6. Можно ли работнику доплатить до МРОТ из фонда экономии заработной платы. Заранее спасибо.

6.1. Доброго времени суток.

И по какой статье Вы собираетесь проводить данную оплату?
Так-то только в этом вопрос как мне кажется.

7. Нахожусь месяц на больничном написала на имя директора заявления о выплате материальной помощи. Директор отказал на словах — не хочу из-за вас под суд идти. Хотя я знаю точно что есть стимулирующий фонд, и экономия по заработной плате. Что можно сделать?

7.1. Здравствуйте! Оказание материальной помощи -право,а не обязанность работодателя,даже если есть стимулирующий фонд и экономия ФОТ.

[3]

7.2. Здравствуйте. Такие выплаты регламентированы внутренними документами предприятия. Необходимо решать вопрос с работодателем. Ознакомьтесь с кол. договором, если договор предусматривает выплаты, требуйте у руководителя.

8. Всему коллективу сильно урезали заработную плату за счёт стимулирующих выплат. Объясняя это тем, что некоторые сотрудники пошли в отпуск, а так же скоро летние отпуска и нужно экономить средства для дальнейших выплат. Скажите, возможно ли что основной или учебный отпуск будет оплачиваться из стимулирующего фонда? И куда следует обратиться если наши права по этому вопросу нарушаются?

8.1. Здравствуйте!Возможно ,что будет оплачиваться из стимулирующего фонда.Обращаться с жалобой в трудовую инспекцию.

8.2. Нет. из стим. фонда отпуска не финансируются. Можете обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, если не боитесь гнева управления образования и директора.

9. Имеют ли право заставлять писать заявление на отпуск без оплаты труда на четыре дня в месяц для экономии фонда заработной платы? Зарплата еще не выплачена за декабрь 2015 года. Хотят обязать всех работников добровольно-принудительно написать заявления. Что делать в таком случае?

Читайте так же:  Что нужно для прописки новорожденного ребенка по месту жительства матери порядок регистрации

9.1. Здравствуйте! Не имеют права!
Не пишите заявление и все!
Если нет «работы» обязаны оформлять простой и оплачивать 2/3 от средней з/п

Условия формирования экономии фонда оплаты труда

Хозяйственный механизм

Регламент работы по бухгалтерскому обслуживанию школ, формы отчетности (отчет по экономии фонда оплаты труда, отчет об использовании сметы расходов).

Анализ видов бухгалтерской отчетности.

Нормативно — подушевое финансирование.

Лекция 3

Регламент работы по бухгалтерскому обслуживанию школ, формы отчетности (отчет по экономии фонда оплаты труда, отчет об исполнении сметы расходов).

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская отчетность состоит из

— отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, — а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил ПБУ 4/99, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (например, отчет о движение денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и пояснительную записку.

Общие Положения формирования экономии отчета труда

1.1. Настоящий Порядок регламентирует условия возникновения и использования экономии фонда оплаты труда (далее – ФОТ) структурных подразделений .

1.2. Порядок формирования и использования экономии ФОТ разработан в соответствии с Положением об оплате труда работников.

1.3. Учет средств экономии ФОТ осуществляется главным специалистом по оплате труда управления по работе с персоналом (далее – Ответственный исполнитель).

1.4. Использование средств экономии ФОТ производится не чаще одного раза в квартал.

Условия формирования экономии фонда оплаты труда

2.1. Периодом для формирования и использования экономии ФОТ является календарный год с января по декабрь включительно. При этом расчет экономии ФОТ за декабрь производится не позднее 10 декабря на основании имеющихся на эту дату первичных документов, подтверждающих наличие экономии.

2.2. При расчете экономии ФОТ по должностям из числа профессорско — преподавательского состава (далее – ППС) период ежегодного отпуска (июль – август) из расчета исключается, а также период временной нетрудоспособности.

2.3. На следующий период средства экономии ФОТ не переносятся.

2.4. На другие статьи расходов бюджетной классификации средства экономии ФОТ не переносятся.

2.5. Средства экономии ФОТ могут быть использованы:

2.5.1. Для оплаты дополнительного объема работ.

2.5.2. Для стимулирующих единовременных выплат, направленных на повышение мотивации работников к более эффективному и качественному выполнению своих трудовых обязанностей.

2.5.3. Для компенсации финансовых затрат в объеме не более суммы высвобожденных денежных средств (п. 3.3 настоящего Порядка) в случае, если к возникновению этих затрат привело ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и при этом виновному лицу была установлена премия за основные результаты деятельности ниже максимального уровня.

3. Источники возникновения экономии фонда оплаты труда Экономия ФОТ складывается за счет:

3.1. Высвобождения средств за период временной нетрудоспособности работников.

3.2. Высвобождения средств в результате оформления работниками отпусков без сохранения заработной платы.

3.3. Высвобождения средств в результате начисления не в полном объеме премиальных выплат за основные результаты деятельности.

3.4. Наличия вакантных должностей в штатном расписании, в том числе при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком в случае, если на его место не принят другой работник (кроме должностей из числа ППС).

Экономия по фонду оплаты труда исчисляется как разница между плановыми средствами на заработную плату работников за соответствующий месяц и фактически начисленными суммами за этот же период.

Плановые средства на заработную плату в расчете на месяц формируются например:

а) из должностных окладов и тарифных ставок (окладов), рассчитанных с учетом корректирующих коэффициентов;

б) надбавок за классные чины (класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания);

в) надбавок за особые условия государственной службы. Средства на установление надбавок планируются в зависимости от класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания, предусмотренных в установленном порядке по занимаемой должности;

г) надбавок за выслугу лет к расчетным должностным окладам;

д) надбавок за сложность и напряженность труда работникам;

е) сумм повышения должностных окладов молодых специалистов;

ж) доплат за работу в ночное время и оплаты за работу в праздничные и выходные дни;

При этом следует иметь в виду:

для расчета экономии в плановые средства на выплату заработной платы по вакантным должностям (профессиям) не включаются надбавки за классный чин, особые условия государственной службы и выслугу лет для должностных лиц, а также повышение тарифных ставок и окладов рабочим и работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, за стаж работы в отрасли;

суммы доплат за работу в ночное время и выплаты за работу в праздничные и выходные дни включаются в плановые средства на заработную плату в фактически начисленных суммах;

плановые средства на установление надбавок за сложность и напряженность труда работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, не использованные в расчетном месяце на установление указанных надбавок могут быть использованы на эти цели в течение года или направлены на премирование;

плановые средства на премирование, выплату единовременного пособия на оздоровление и оказание материальной помощи в расчет экономии по фонду оплаты труда не включаются.

Экономия по фонду оплаты труда рассчитывается за каждый месяц в отдельности. Размер неиспользованной экономии средств в данном месяце может быть использован в течение года.

В случае если в расчетном месяце размер фактически начисленной заработной платы превышает плановый, то сложившийся перерасход должен быть перекрыт экономией следующих месяцев.

Читайте так же:  Взыскание долгов с наследников умершего должника

«ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

— форма (форма 2) квартального и годового отчета бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджета и осуществляющих бухгалтерский учет. Отчет составлен в разрезе показателей экономической классификации расходов бюджетов РФ. В форме приводится сопоставление фактических расходов по исполнению сметы по всем показателям экономической классификации расходов и кассовых расходов бюджетной организации (включая казначейские обязательства и налоговые освобождения) с годовыми и квартальными сметными назначениями бюджетной организации.

Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 10676 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Анализ фонда заработной платы

Анализ состава фонда заработной платы работников дает возможность более точно вскрыть причины образования перерасхода и выяснить резервы экономии фонда оплаты труда, оценить эффективность его использования, выявить непроизводительные выплаты. Сведения о составе фонда оплаты труда позволяют установить, в какой мере используются в организации поощрительные формы оплаты труда, стимулирующие повышение его производительности.

В соответствии с Инструкцией о составе фонда заработной платы расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работникам подразделяются на три части:

— фонд заработной платы;

— выплаты социального характера;

— расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Фонд заработной платы включает:

— оплату за отработанное время, в том числе оплату труда лиц, принятых на работу по собственному, а также оплату труда работников не списочного состава;

— оплату за неотработанное время(оплату ежегодных и дополнительных отпусков, льготных часов подростков, простоев не по вине рабочих и др.);

— единовременные поощрительные и другие выплаты(разовые премии, вознаграждения по итогам работы за год и годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), материальная помощь (кроме предоставленной работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д., которые относятся к выплатам социального характера), дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций и другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков);

— оплату питания, жилья, топлива(стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов, оплата стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, по льготным ценам или бесплатно (сверх норм, предусмотренных законодательством), стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за не предоставление их бесплатно, средства на возмещение расходов по оплате жилья (сверх предусмотренных законодательством норм) и стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива).

Выплаты социального характера– компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, без социальных пособий из государственных и негосударственных бюджетных фондов – надбавка к пенсиям работающим в организации, единовременные пособия при выходе на пенсию, оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счет средств организации и др.

Расходы, не учитываемые в фонде заработной платы и выплат социального характера:

— доходы по акциям и другие доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.);

— взносы в единый социальный налог и на обязательное социальное страхование РФ от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— выплата внебюджетных (государственных и негосударственных) фондов, а также по договорам личного, имущественного и иного страхования;

— стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

— командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством, и др.

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы следующего месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.

Общий фонд заработной платы включает как расходы на оплату труда в составе расходов по обычным видам деятельности, так и выплаты социального характера, осуществляемые за счет чистой прибыли (рисунок 2).

Рисунок 2 – Состав и источники фонда заработной платы

Большое значение имеет также анализ использования фонда рабочего времени сотрудниками. Все рабочее время можно подразделить на несколько категорий:

— отработанное оплаченное (помимо времени, отработанного в течение рабочего дня по обычному графику, это может быть время сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные дни и т.п.);

— неотработанное оплаченное (вынужденные простои, ежегодные отпуска, временная нетрудоспособность и т.п.);

— неотработанное неоплаченное (прогулы, опоздания и т.п.).

От того, к какой категории относится рабочее время, зависит способ оплаты и, в конечном итоге, то, к какому типу затрат эти суммы будут отнесены (согласно российскому законодательству некоторая часть этих расходов в состав себестоимости не включается и относится на чистую прибыль предприятия). Обычно доля таких расходов невелика, но и она весьма невыгодна для предприятия.

Анализ использования фонда заработной платы производится в двух направлениях: по видам выплат и в разрезе основных категорий персонала. Первое направление включает изучение состава фонда заработной платы по видам использования в сравнении со сметой и в динамике по отношению к предыдущему периоду.

Приступая к анализу использования фонда заработной платы, включаемого в себестоимость проданных товаров, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой.

Абсолютное отклонение (∆ФЗПабс) определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда в отчетном периоде (ФЗП1) с базовой величиной фонда заработной платы (ФЗП0) в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников:

Видео (кликните для воспроизведения).

∆ФЗПабс = ФЗП1 – ФЗП0

Однако следует иметь в виду, что абсолютное отклонение само по себе не характеризует использование фонда зарплаты, так как этот показатель определяется без учета изменения объема производства продукции. Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты в отчетном периоде и базовой его величиной, скорректированной на индекс объема производства продукции. При этом необходимо учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства продукции. Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты и сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты.

Читайте так же:  Тонкости переуступки прав собственности на квартиру что это и как продать объект в строящемся или сд

где ∆ФЗПотн – относительное отклонение по фонду зарплаты;

ФЗП1 – фонд зарплаты фактический в отчетном периоде;

ФЗПск – фонд зарплаты плановый, скорректированный на индекс объема выпуска продукции;

ФЗПпер.0 – переменная сумма базового фонда зарплаты;

ФЗПпос.0 – постоянная сумма базового фонда зарплаты;

IВП – индекс объема выпуска продукции.

При расчете относительного отклонения по фонду зарплаты можно использовать так называемый поправочный коэффициент (ΚП), который отражает удельный вес переменной зарплаты в общем фонде. Он показывает, на какую долю процента следует увеличить базовую величину фонда зарплаты за каждый процент прироста выпуска продукции (∆ВП%):

∆ФЗПотн = ФЗП1 – ФЗПск = ФЗП1

Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или спаде объема производства (зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работников непромышленных производств и соответствующая им сумма отпускных).

В процессе анализа необходимо определить факторы абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы.

Переменная часть ФЗП зависит от объема производства продукции (VВП), его структуры (Удi), удельной трудоемкости (ТЕi) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТi) (рисунок 3).

Переменная часть фонда оплаты труда

Рисунок 3 – Структурно-логическая факторная модель переменного фонда заработной платы

Затем следует проанализировать причины изменения постоянной части фонда заработной платы, куда входят зарплата рабочих-повременщиков, а также все виды доплат. Фонд зарплаты этих категорий работников зависит от их численности и среднего заработка за соответствующий период времени. Среднегодовая зарплата рабочих-повременщиков, кроме того, зависит еще от количества дней, отработанных одним работником за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой заработной платы.

Рисунок 4 – Детерминированная факторная система постоянной части

фонда заработной платы

Согласно рисунка для детерминированного факторного анализа абсолютного отклонения по фонду повременной заработной платы могут быть использованы следующие модели:

ФЗП = ЧР × Д × ДЗП

ФЗП = ЧР × Д × П × ЧЗП

где ЧР – среднегодовая численность работников;

Д – количество дней, отработанных одним работником за год;

П – средняя

продолжительность рабочего дня;

ГЗП – среднегодовая зарплата одного работника;

ДЗП – среднедневная зарплата одного работника;

ЧЗП – среднечасовая зарплата одного работника.

Расчет влияния факторов по данным моделям можно произвести способом абсолютных разниц.

Проведем анализ повременного фонда заработной платы предприятия (таблица 3).

Результаты факторного анализа показали, что повременный фонд заработной платы увеличился на 4692,3 тыс. руб. Это обусловлено ростом среднечасовой заработной платы работников, увеличением численности рабочих-повременщиков и продолжительности рабочей смены. Уменьшение количества дней, отработанных одним работником за год, оказало отрицательное влияние на величину ФЗП.

Таблица 3 – Анализ повременного фонда заработной платы предприятия за 2009-2010 г.г.

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение
Среднесписочная численность рабочих повременщиков
Количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год — 2
Средняя продолжительность рабочей смены, ч. 7,85 7,9 0,05
Фонд повременной оплаты труда, тыс. руб. 8785,0 13477,2 4692,2
Зарплата одного работника, руб.:
— среднегодовая 77743,36 98373,72 20630,36
— среднедневная 342,48 437,22 94,74
— среднечасовая 43,63 55,35 11,72

∆ФЗПЧР = ∆ЧР × Д × П × ЧЗП = 24 × 227 × 7,85 × 43,63 = 1865,9 тыс. руб.,

∆ФЗПД = ЧР1 × ∆Д × П × ЧЗП = 137 × (- 2) × 7,85 × 43,63 = — 93,8 тыс. руб.,

∆ФЗПП = ЧР1 × Д1 × ∆П × ЧЗП = 137 × 225 × 0,05 × 43,63 = 67,2 тыс. руб.,

∆ФЗПЧЗП = ЧР1 × Д1 × П1 × ∆ЧЗП = 137 × 225 × 7,9 × 11,72 = 2854,0 тыс. руб.,

Итого: 4692,3 тыс. руб.

В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана мероприятий по снижению трудоемкости продукции, выполненных работ, услуг, своевременность пересмотра норм выработок и расценок, правильность оплаты по тарифам, правильность начисления доплат за стаж работы, сверхурочные часы и другое.

Следует также установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда. Для расширенного воспроизводства, получения прибыли и рентабельности нужно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если такой принцип не соблюдается, то происходят перерасход фонда заработной платы, повышение себестоимости продукции, выполненных работ, услуг и соответственно уменьшение суммы прибыли.

Изменение среднего заработка работающих за тот или иной отрезок времени (год, месяц, день, час) характеризуется его индексом (JСЗ), который определяется отношением средней зарплаты за отчетный период(СЗ1) к средней зарплате в базисном периоде (СЗ).

JСЗ = ;

Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда (JГВ), т. е., это отношение годовой выработки за отчетный период (ГВ1) к годовой выработке в базисном периоде (ГВ).

Для определения суммы экономии (-Э) или перерасходы (+Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можно использовать следующую формулу:

Э =

Анализ экономии (перерасхода) фонда оплаты труда

Абсолютная экономия или перерасход фонда заработной платы определяется без учета выполнения степени выполнения производственной программы путем сопоставления фактического и планового фондов, как разность между ними. Однако такое сопоставление может правильно характеризовать общее использование фонда зарплаты только в том случае, когда план по выпуску валовой продукции выполнен на 100%. Как известно, численность и фонд заработной платы некоторых категорий работающих (служащих, младшего обслуживающего персонала и другое) непосредственно не связаны с объемом производственной программы. Численность же и фонд зарплаты, например, рабочих зависит от степени выполнения плана по выпуску валовой продукции. Поэтому в тех случаях, когда фактические показатели по выпуску продукции отклоняются от плановых, выявляется относительная экономия или перерасход фонда.

Относительная экономия или перерасход заработной платы определяется с учетом степени выполнения производственной программы путем вычитания из фактического фонда зарплаты планового фонда, приведенного в соответствии с фактическим выполнением плана по выпуску валовой продукции.

Читайте так же:  Можно ли расторгнуть договор купли продажи дома

Из таблицы 3.1 видно, что абсолютное отклонение (перерасход) фонда оплаты труда по сравнению с планом составляет 3,0 тыс. руб. (818,0-815,0) или 0,37% (3,0:815,0100)

Анализ использования фонда оплаты труда в ООО «…» за 2003 год

[1]

Отклонения от плана (+,-)

Объем товарной продукции (тыс.руб)

Фонд оплаты труда (тыс. руб)

Среднесписочное число работников (человек)

Среднегодовая заработная плата одного работника (руб)

На величину абсолютного отклонения оказывают влияние два фактора:

изменение среднесписочного числа работников

изменение среднегодовой зарплаты на одного среднесписочного работника.

Пользуясь данными таблицы 2 определим влияния этих факторов на сумму абсолютного отклонения (перерасхода) от планового фонда.

Изменение среднесписочного числа работников. Для определения его влияния на фонд оплаты труда выявленное отклонение от плановой численности работников умножается на среднегодовую плановую заработную плату среднесписочного числа работников.

Среднегодовая зарплата одного работника по плану составляет 3918 рублей, а фактическая — 3972 рубля.

Среднесписочное число работников уменьшилась по сравнению с планом на 2 человека, в результате чего фонд оплаты уменьшился на 8,0 тыс. руб. (23918). Или абсолютная экономия составляет 8,0 тыс. руб.

Изменение среднегодовой зарплаты. По действующей методике для определения влияния изменения среднегодовой заработной платы на фонд оплаты труда сумму отклонения от предусмотренной планом среднегодовой зарплаты одного работника умножают на фактическое в отчетном периоде среднесписочное число работников.

На анализируемом предприятии среднегодовая заработная плата одного работника в отчетном периоде увеличилась по сравнению с планом на 54 рубля (3972-3918). В результате этого фонд оплаты увеличился на 11 тыс. руб. (54206) или абсолютная сумма перерасхода составляет 11 тыс. руб.

Таким образом, из рассматриваемых факторов на фонд оплаты труда один (изменение среднесписочного числа работников) оказал отрицательное, а второй (изменение среднегодовой зарплаты) — положительное влияние.

В результате совокупного влияния этих факторов сумма абсолютного отклонения фонда оплаты труда составила 3 тыс. руб. (-8+11) — перерасход.

На следующем этапе анализа необходимо выявить конкретные причины, оказавшие влияние на возникновение перерасхода фонда оплаты.

В отличии от абсолютного отклонения на относительное отклонение фонда оплаты труда оказывают влияние три фактора:

изменение среднесписочного числа работников;

изменение среднегодовой зарплаты;

процент выполнения плана по объему производства продукции.

Относительное отклонение фонда оплаты труда составит:

Ф отн. = 815,0101,7:100-818= 828,8-818,0= 10,8 тыс.руб. (экономия).

Изменение среднесписочного числа работников. Методика определения влияния этого фактора на относительное отклонение идентично методике определения его влияния на абсолютное отклонение. В результате изменение среднесписочной численности числа работников по сравнению с планом на 2 человека использование заработной платы уменьшилось на 8,0 тыс. руб. (23918).

Изменение среднегодовой заработной платы. Методика определения влияния этого фактора на относительное отклонение также идентично методике определения его влияния на абсолютное отклонение. По нашим расчетам под влиянием увеличения среднегодовой заработной платы на 54,0 руб. (3972-3918) фонд оплаты увеличился на 11,0 тыс. руб. (54,0206).

Процент выполнения плана по объему производства продукции. Для определения степени влияния этого фактора на относительное отклонение фонда оплаты труда умножается на процент перевыполнение плана объема товарной продукции и полученный результат делится на 100. (815101,7100)=828,8тыс.руб., следовательно в результате влияния этого фактора было сэкономлено фонда зарплаты 10,8 тыс. руб.(828,8-818).

Совокупное влияние всех трех факторов на относительное отклонение фонда оплаты труда составляет: (-8)+(+11)+(-10,8)=-7,8 тыс. руб. (экономия).

Из расчетов видно, что относительное отклонение фонда в большей мере зависит от степени выполнения плана.

Анализ использования фонда заработной платы

Главная задача анализа использования фонда заработной платы состоит в выявлении путей наиболее эффективного использования средств, выделяемых на эти цели. Формы оплаты труда и размеры заработка работников должны в наибольшей степени стимулировать рост производительности труда. Вначале определяют абсолютную экономию или перерасход заработной платы, т.е. разность между фактическим и плановым фондом без учета степени выполнения плана производства.

Относительную экономию (перерасход) определяют как разность между фактическим фондом заработной платы и плановым, пересчитанным на фактически выполненный объем производства. Пересчитывают ее следующим образом

,

где

— плановый фонд заработной платы, пересчитанный на фактическое выполнение производственной программы, руб.; Фпл — плановый фонд заработной платы, руб.; n — перевыполнение (недовыполнение) производственной программы, %; 0,6 – коэффициент для корректировки фонда заработной платы.

Коэффициент, используемый для корректировки фонда заработной платы, всегда меньше единицы, так как перевыполнение производственной программы влечет за собой увеличение оплаты труда не всех категорий работающих.

Абсолютную и относительную экономию (перерасход) по фонду заработной платы определяют в целом по предприятию, а также по отдельным его цехам и по отдельным категориям работающих. Важно установить, за счет какой категории работающих допущен перерасход или обеспечена экономия по фонду заработной платы.

Абсолютный перерасход фонда заработной платы может быть результатом либо увеличения фактической численности работающих, либо роста среднего заработка.

Влияние изменения численности и средней заработной платы на фонд заработной платы определяют по формулам

;

,

где

и – изменения фонда заработной платы за счет изменения численности работающих и средней заработной платы, руб.; Зф и Зпл — среднегодовая заработная плата одного работающего соответственно фактическая и плановая, руб.

Такой расчет ведут по каждой категории работающих.

Причины изменения средней заработной платы выясняют в процессе анализа структуры фонда заработной платы. Фонд заработной платы по отдельным категориям работающих анализируют по составляющим его элементам (тарифный фонд рабочих – сдельщиков, рабочих – повременщиков, различные виды доплат).

Анализ структуры фонда заработной платы позволяет вскрыть случаи необоснованного завышения тарифных разрядов и тарифных ставок, применения необоснованных сдельных расценок, превышения доплат за работу в ночное время и т.д.

При анализе трудовых показателей важно выявить соотношение темпов роста среднего уровня оплаты труда и темпов роста производительности труда. При этом изучают абсолютные размеры средней заработной платы работающих и средней заработной платы отдельно по категориям труда и по отдельным подразделениям предприятия. Такой анализ дает возможность установить правильность соотношений в оплате труда различных категорий работников.

Читайте так же:  Налог на недвижимое имущество физических лиц

Кроме абсолютного размера среднего заработка, изучают динамику заработной платы, которую характеризует индекс средней заработной платы – отношение фактического среднего заработка за анализируемый период к среднему заработку за предыдущий период.

Соотношение между темпами роста производительности труда и темпами роста заработной платы устанавливают сравнением индексов производительности труда и заработной платы и определения коэффициента опережения.

[2]

Коэффициент опережения – это отношение индекса производительности труда к индексу заработной платы.

При сопоставлении темпов роста производительности труда и заработной платы фактическое соотношение (коэффициент опережения) сравнивают с плановым. Невыполнение планового соотношения между темпами роста производительности труда и заработной платы неизбежно приводит к перерасходу фонда заработной платы и повышению себестоимости продукции. Последнее определяют по формуле

,

где СG – повышение (снижение при повышении фактического соотношения против планового) себестоимости единицы продукции, %; Iз.п – индекс затрат на заработную плату, приходящуюся на единицу продукции, определяемый как отношение фактических затрат заработной платы на единицу продукции к плановым;

— удельный вес заработной платы в себестоимости продукции, %.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 737 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Премия за счет экономии фонда оплаты труда

Деятельность государственного учреждения финансируется из бюджета области. Заработная плата учреждения выплачивается за счет утвержденной сметы, в которой определен фонд оплаты труда. За счет экономии по этой статье (больничные листы, отпуска без сохранения заработной платы) в конце 2009 г. работникам выплачивается премия по итогам года. Начисляются ли на данную премию ЕСН и пенсионные взносы?

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые бюджетным учреждением в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, признавались объектом обложения единым социальным налогом (п. 1 ст. 236 НК РФ). Напомним, что с 2010 г. ЕСН отменен, вместо него начисляются страховые взносы во все фонды обязательного социального страхования.

Премия по итогам года подпадает под общее определение объекта налогообложения. Статьей 238 НК РФ, содержащей закрытый перечень льгот, не было предусмотрено освобождение премий от ЕСН. Единственным основанием для исключения премии из объекта обложения ЕСН являлся п. 3 ст. 236 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не являются объектом обложения ЕСН у организаций, если данные выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Стимулирующие выплаты, в том числе премии, учитываются в расходах в целях налогообложения прибыли на основании ст. 255 НК РФ. При этом оснований для их невключения в расходы весьма мало (п. 1, 21 и 22 ст. 270 НК РФ) и применить их на практике в целях неуплаты ЕСН не так просто.

Согласно п. 22 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений. В рассматриваемой ситуации есть соблазн признать экономию бюджетных средств средствами специального назначения или целевыми поступлениями и применить связку двух норм (п. 22 ст. 270 и п. 3 ст. 236 НК РФ) в целях исключения премии из объекта обложения ЕСН.

Однако следует учитывать, что действие п. 3 ст. 236 НК РФ распространялось только на организации, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль и являющиеся плательщиками налога на прибыль организаций. Наша позиция в данном случае совпадает с официальной позицией (письмо Минфина России от 06.06.2006 № 03-05-02-04/76). Также и некоторые арбитражные суды считают, что положения п. 3 ст. 236 НК РФ действуют в отношении организаций только в части осуществления ими деятельности, направленной на получение прибыли (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2004 № А10-1916/04-Ф02-5023/04-С1).

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения прибыли обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. При этом в целях главы 25 НК РФ иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль, не учитываются средства целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Если же бюджетная организация не имеет иных источников доходов, кроме бюджетного финансирования, то в силу подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ она вообще не признается плательщиком налога на прибыль.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рассматриваемой ситуации премии выплачивались за счет экономии бюджетных средств на оплату труда, то есть все равно в рамках фонда оплаты труда, определенного сметой, и в рамках деятельности, осуществляемой за счет бюджетного финансирования и поэтому не подлежащей обложению налогом на прибыль. Следовательно, к данным премиям не мог быть применен п. 3 ст. 236 НК РФ и они подлежали обложению ЕСН.

Источники


  1. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.

  2. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

  3. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
Фонд экономии заработной платы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here